Унамуно Мигель де

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УНА
УНГ
УНД
УНЕ
УНЖ
УНЗ
УНИ
УНК
УНН
УНС
УНТ
УНЦ
УНШ
УНЬ
УНЭ

М. Унамуно. Унамуно Мигель де.

М. Унамуно.

Унамуно (Unamuno) Мигель де (29.9.1864, Бильбао, – 31.12.1936, Саламанка), испанский писатель, философ, общественный деятель. Один из вождей «Поколения 1898 года» (см. Испания, раздел Литература). Баск по национальности. Получил филологическое образование. С 1891 профессор, с 1901 ректор Саламанкского университета. В 1924 за выступления против диктатуры Примо де Риверы сослан на Канарские острова, откуда бежал во Францию, в эмиграции до 1930. При республике Унамуно Мигель де – депутат кортесов; с 1932 академик. Выступал против республики, считая, что она не может обеспечить гражданский мир и национальное единство, однако уже в октябре 1936 решительно осудил фашистский мятеж.

  Деятельность Унамуно Мигель де многообразна. Как публицист он неизменно занимал резко критическую позицию по отношению к исп. буржуазно-помещичьему обществу («Об исконности», 1895, и др.). В 90-е гг. интересовался марксизмом; активно сотрудничал в социалистическом еженедельнике «Луча де классе». После религиозного кризиса 1897 отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма. Огромное влияние на Унамуно Мигель де оказали идеи и творчество Л. Н. Толстого, а также Б. Паскаля и позже С. Кьеркегора. Центральная проблема философии Унамуно Мигель де – духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистическую уверенность в конечности сущего, потребности в вере – невозможность веры для современного разума. Унамуно Мигель де вводит понятие «агонии» – особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры («Трагическое чувство в жизни людей и народов», 1913; «Агония христианства», 1924). Творчество, любовь, дружба, материнство и т.п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть «я» в мире («Жизнь Дон Кихота и Санчо», 1905, «Абель Санчес», 1917; «Тётя Тула», 1921, и др.). Унамуно Мигель де подверг критике сциентизмЛюбовь и педагогика», 1902), утверждал личный, «экзистенциальный» характер философкой истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности («героическое безумие», «кихотизм») единственной возможностью выхода из тупика современного буржуазного мира. В последнем произведении – повести «Святой Мануэль Добрый, мученик» (1933) Унамуно Мигель де поставил вопрос о необходимости соотнесения личности и народа.

  После первого романа «Мир во время войны» (1897) Унамуно Мигель де переходит к экспериментальному художественному повествованию: обнажённость конструкции, параболичность, марионеточность персонажей, система авторских масок и псевдонимов характерны в особенности для романа «Туман» (1914). Позже Унамуно Мигель де возвращается к реализму, однако противопоставляет «внутреннюю реальность», реальность воображения и воли «внешней реальности» (книга «Назидательные новеллы», 1920). Унамуно Мигель де стремился лишь к передаче «внутренней реальности», однако персонажи его лучших новелл социально и психологически достоверны. Обширное поэтичесое наследие Унамуно Мигель де отличается гуманистическим богатством тем, классической ясностью, виртуозным владением исп. стихом, исповедальной искренностью («Песенник», издан посмертно). Важнейшее место в творчестве и философии Унамуно Мигель де занимала Испания – судьба её народа и культуры, любовное переживание пейзажа, традиций, памятников языка и искусства.

  Влияние Унамуно Мигель де на йен. культуру 20 в. огромно. В течение нескольких десятилетий многие его работы были запрещены католической церковью. Наследие Унамуно Мигель де способствовало освобождению исп. интеллигенции из-под власти католической ортодоксии, развитию критического, бунтарского мышления.

 

  Соч.: Obras completas, v. 1–14, Madrid, 1958–72; Obras selectas, 4 ed., Madrid, 1960; в рус. пер. – Две матери, М., 1927; Три повести о любви с прологом, М,, 1929; Назидательные новеллы, М. – Л., 1962; Туман, М., 1972; Стихи, «Иностранная литература», 1974, № 2.

 

  Лит.: Зыкова А. Б., Экзистенциализм в Испании, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Тертерян И. А., Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века, М., 1973: Granjel L., Retrato de Unamuno, Madrid – Bogota, 1957; Marias J., Miguel de Unamuno, Madrid, 1960: Collado J.-A., Kierkegaard у Unamuno, Madrid, 1962: Schurr Fr., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph des tragischen Lebensgefilhis, Bern – Munch., 1962; Salcedo E., Vida de Don Miguel. Unamuno en su tiempo, en su Espana, en su Salamanca, Salamanca, 1970; Garcia Blanco M., En torno a Unamuno, Madrid, 1965: Unamuno centennial studies. [Texas], 1966; Ilie P., Unamuno: an existential view of self and society, Madison, 1967; Unamuno a los cien anos, [Salamanca], 1967; Unamuno: creator and creation, Berkeley – Los Ang., 1967.

 

Так же Вы можете узнать о...


Аркебуза (франц. arquebuse, от средневерхненем.
Бернгарди Теодор фон Бернгарди, Бернхарди (Bernhardi) Теодор фон (6.
Ван (город в Турции) Ван (Van), город на В. Турции, административный центр вилайета Ван, близ восточного берега озера Ван.
Выдержка, время освещения, промежуток времени t, в течение которого светочувствительный фотографический материал подвергается непрерывному действию света.
Гонсалес Пенья Рамон Гонсалес Пенья (González Peña) Рамон (1890 — 5.
Дзержинская Софья Сигизмундовна Дзержинская (девичья фамилия — Мушкат) Софья Сигизмундовна [22.
Заповеди, в иудейской и христианской религиях предписания социального и нравственного характера, которым церковь придаёт божественный авторитет.
Кавакиби Абдаррахман Кавакиби, аль- (1849—1903), сирийский арабский просветитель, писатель-публицист.
Китчлу Сайфуддин (август 1885 — 9.10.1963, Дели), общественный деятель Индии.
Красные мартышки, род обезьян; то же, что гусары.
Ливингстона горы, Уикинга горы, горы в Восточной Африке, в Танзании.
Матты (от немецкого Matte — горный луг, пастбище), альпийские ковры, низкотравные высокогорные луга.
Мочевино-формальдегидные удобрения, медленно действующие азотные удобрения.