Успенский Федор Иванович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УСА
УСВ
УСЕ
УСИ
УСК
УСЛ
УСМ
УСО
УСП
УСС
УСТ
УСУ
УСЫ
УСЬ
УСЯ

Успенский Федор Иванович [7(19).2.1845, Горки Галичского уезда Костромской губернии, – 10.9.1928, Ленинград], русский историк, академик АН СССР (1900). Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1874 получил степень магистра. В 1874–94 преподавал в Новороссийском университете (в Одессе); с 1879 профессор. В 1894–1914 директор основанного им Рус. археологического института в Константинополе. В 1915–28 редактор «Византийского временника». В 1922–27 читал курс лекций в Ленинградском университете. Основной труд Успенский Федор Иванович – «История Византийской империи», базируется на огромном числе разнообразных источников (в т. ч. рукописных). Большое внимание уделял византийско-болгарским отношениям. Успенский Федор Иванович высказывал мысль о влиянии на социально-экономическое развитие Византии общественного строя славян, принёсших с собой общинные порядки. По мнению Успенский Федор Иванович, почти на всём протяжении существования Византийской империи сохранялись свободное крестьянское землевладение и слав. община (которую он рассматривал как оплот монархии). Идеалистическое мировоззрение Успенский Федор Иванович определяло его идейно-теоретические позиции: преувеличение значения церковных вопросов в истории, игнорирование классового характера государства и идеализацию византийской монархии, православной церкви, резко отрицательное отношение к классовой борьбе, панславистские тенденции.

  В первое десятилетие Советской власти Успенский Федор Иванович являлся главой русского византиноведения. По кардинальным вопросам аграрной и социальной истории он оставался, однако, на своих старых позициях. Из написанного Успенский Федор Иванович после 1917 наиболее значительны исследования по истории Трапезундской империи, основанные на архивных материалах. Ценный вклад в византиноведениепубликация Успенский Федор Иванович совместно с В. Н. Бенешевичем «Вазелонских актов» (1927).

 

  Соч.: История Византийской империи, т. 1–3, СПБ – М. – Л., 1913–48; Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Очерки из истории Трапезунтской империи, Л., 1929.

 

  Лит.: Каптерев С. Н., Bibliographia Uspenskiana (1 – Хронологич. указатель трудов, 2 – литература о Ф. И. Успенском), «Византийский временник», 1947, т. 1 (26); Удальцова З., К вопросу об оценке трудов акад, Ф. И. Успенского, «Вопросы истории», 1949, № 6; её же, Византиноведение, в кн.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960, с. 508–25, т. 3, М., 1963, с. 514-26, т. 4, М., 1966, с. 615–21.

  З. В. Удальцова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Беспредметное искусство, то же, что абстрактное искусство.
Ваньямвези, ньямвези, крупнейший народ Танзании, живущий между озёрами Виктория и Руква.
Высокое (пос. гор. типа в Донецкой обл.) Высокое, посёлок городского типа в Донецкой области УССР, в 3 км от железнодорожной станции Рясное.
Горечавка (Gentiana), род многолетних, реже однолетних трав и полукустарников семейства горечавковых.
Диаспора (греч. diaspora — рассеяние), пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения.
Зарядовое сопряжение, операция замены всех частиц, участвующих в каком-либо взаимодействии, на соответствующие им античастицы.
Кади (мусульм. судья) Кади (араб. — судья; перс. и тюрк. — кази), в мусульманских странах судья, осуществляющий судопроизводство на основе мусульманского права (шариата), в средние века К.
Кларк Маркес Эндрю Кларк (Clarke) Маркес Эндрю (24.4.1846, Лондон, — 2.
Креатин (франц. créatine, от греч.
Ликёро-водочные изделия, спиртные напитки, в состав которых входят ароматические и вкусовые вещества, этиловый спирт, сахар, кислоты, эфирные масла, иногда крахмальная патока.
Махровая ткань, петельная ткань, льняная или хлопчатобумажная ткань, поверхность которой с одной или двух сторон покрыта ворсом из петель основных нитей.
Мужские дома, общественные постройки, служившие в первобытном обществе коллективным жилищем для холостых (реже для всех) мужчин деревни, а также местом мужских собраний, обрядов, приёма гостей.