Ушинский Константин Дмитриевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УША
УШБ
УШЕ
УШИ
УШК
УШМ
УШН
УШР
УШТ
УШУ

К. Д. Ушинский. Ушинский Константин Дмитриевич.

К. Д. Ушинский.

Ушинский Константин Дмитриевич [19.2(2.3).1824, Тула, – 22.12.1870 (3.1.1871), Одесса, похоронен в Киеве], русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета. В 1846 – 49 профессор Ярославского Демидовского лицея, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадёжности. Сотрудничал в журналах «Современник» (1852–1854) и «Библиотека для чтения» (1854–1855). С 1854 преподаватель русской словесности и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855–59 инспектор его классов, с 1859 инспектор Смольного института, в 1860 редактор «Журнала Министерства народного просвещения». С усилением правительственной реакции отказался от редактирования журнала, а после политического доноса вынужден был в 1862 оставить и Смольный институт. В 1862–67 жил за границей, изучая постановку школьного дела.

  Деятельность Ушинский Константин Дмитриевич протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. Ушинский Константин Дмитриевич понимал тесную связь между педагогикой и философией. Педагогика, утверждал он, «... в основании наука философская...» (Собр. соч., т. 11, 1952, с. 182). Он заявлял, что искусство воспитания «... в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению...» (там же, т. 3, 1948, с. 363). В общественных взглядах Ушинский Константин Дмитриевич, в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно-демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни.

  В педагогической теории Ушинский Константин Дмитриевич основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Противостоящая «официальной народности», связанной с самодержавием и крепостничеством, эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования, против рабского подражания иноземному, недооценки богатой трудовыми и патриотическими подвигами жизни простого народа, родного языка, Отечественной литературы, истории, природы. Идея народности Ушинский Константин Дмитриевич свободна от славянофильской национальной ограниченности. Признавая законность использования достижений других народов, Ушинский Константин Дмитриевич подчёркивал, что оно «... оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом» (там же, т. 2, 1948, с. 144). Эта идея Ушинский Константин Дмитриевич включала требование борьбы с бюрократическо-министерским управлением народным образованием, широкого привлечения к нему общественного мнения, сближения «... образованных людей с людьми рабочего класса» (там же, с. 496), развития инициативы демократической общественности в открытии народных школ, в том числе воскресных, изъятия их из ведения духовенства. С этих же позиций Ушинский Константин Дмитриевич выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.

  Воспитание Ушинский Константин Дмитриевич рассматривал как общественное явление, «создание истории». Этим у него предопределяется развитие педагогики и школы. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (там же, т. 8, 1950, с. 23). Знать человека «во всех отношениях» у Ушинский Константин Дмитриевич означало изучение его физических и психических особенностей, влияний «непреднамеренного воспитания» – общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Педагогика, организуя целенаправленное («преднамеренное») воспитание человека, использует достижения наук о человеке, которые Ушинский Константин Дмитриевич называл «антропологическими», – философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Материалистическая позиция Ушинский Константин Дмитриевич в понимании физиологических и психических процессов позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой «антропологических наук», «... в которых изучается телесная или душевная природа человека...» (там же, с. 22), наиболее полно раскрыты им в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–69).

  В развитии человека решающую роль Ушинский Константин Дмитриевич отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, «... действуя заодно с другими общественными силами...» (там же, т. 2, 1948, с. 165); оно, «... совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных» (там же, т. 8, 1950, с. 24). Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах Ушинский Константин Дмитриевич рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение Ушинский Константин Дмитриевич о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением рус. педагогической мысли и получило всестороннее развитие в сов. педагогической науке.

  В понимании Ушинский Константин Дмитриевич нравственности и нравственного воспитания отразились антикрепостнические настроения, демократическая идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за независимость от неё науки и школы, против руководящей роли духовенства в школьном деле. Проблемы нравственного развития человека представлены у Ушинский Константин Дмитриевич как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который, утверждал Ушинский Константин Дмитриевич, с «истинно львиною силой» проявлялся в народе при защите Родины от внешних врагов. Истинный патриотизм, подчёркивал Ушинский Константин Дмитриевич, исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга «высказать смелое слово истины» против гнёта и насилия, которые не исчезли в России с отменой крепостного права. Его система нравственного воспитания ребёнка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на «разумной деятельности ребёнка», требовала развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.

  Ушинский Константин Дмитриевич разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, Ушинский Константин Дмитриевич раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе обучения. Основной закон детской природы Ушинский Константин Дмитриевич видел в том, что «... дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью», и делал вывод: «... чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности...» (там же, т. 3, 1948, с. 147). Дидактика Ушинский Константин Дмитриевич является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский Константин Дмитриевич ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он исходил из того, что»... следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» (там же, т. 2, 1948, с. 500).

  В содержании общего образования Ушинский Константин Дмитриевич уделял большое место естественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов выступал против одностороннего, классического его направления (см. Классическое образование, Реальное образование). Ушинский Константин Дмитриевич высоко оценивал учение Дарвина, которое, писал он, «... придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности...» (там же, т. 9, 1950, с. 378), Большое внимание Ушинский Константин Дмитриевич уделял родному языку в школе, в котором «... одухотворяется весь народ и вся его родина» (там же, т. 2, 1948, с. 557). В книги для первоначального классного чтения «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864) он, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного народного творчества, включил т. н. деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научный уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений. В методических руководствах для учителей Ушинский Константин Дмитриевич рассмотрел основы методики начального обучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в сов. школе.

  Ушинский Константин Дмитриевич утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания. «... Воспитание, – учил он, – должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека» (Архив Ушинский Константин Дмитриевич, т. 4, 1962, с. 592). Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся «... живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра,... его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории...» (Собр. соч., т. 2, 1948, с. 32). В формировании личности народного учителя Ушинский Константин Дмитриевич возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему его подготовки.

  Ушинский Константин Дмитриевич оказал огромное влияние на развитие прогрессивной педагогики народов России и славянских стран. Его педагогическое учение во многом опередило время и используется в сов. педагогике. В 1945 СНК СССР учредил медаль К. Д. Ушинского. которой награждаются особо отличившиеся учителя и деятели педагогической науки в РСФСР.

 

  Соч.: Собр. соч., т. 1–11, М. – Л., 1948–52; Архив К. Д. Ушннского, т. 1–4, М., 1959-1962: Избр. педагогические соч., т. 1–2, М., 1974.

 

  Лит.: Лордкипанидзе Д. О., Педагогическое учение К. Д. Ушинского, 3 изд., М., 1954; Данилов М. А., Дидактика К. Д. Ушинского, М. – Л., 1948; Струминский В. Я., Основы и система дидактики К. Д. Ушинского, М., 1957; его же, Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского, М., 1960; Гончаров Н. К., Педагогическая система К. Д. Ушинского, М., 1974; «Советская педагогика», 1974, № 2 (номер посвящен Ушинский Константин Дмитриевич); Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976, гл. 12.

  Э. Д. Днепров.

 

Так же Вы можете узнать о...


Рим Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н.
Строганов Сергей Григорьевич [8(19).11.1794—28.
Фонтане Теодор Фонтане (Fontane) Теодор (30.12.1819, Нёйруппин, – 20.
Эпиойкия (от эпи... и греч. oikia — дом, семья) (биол.
Бегичева острова, острова в юго-западной части моря Лаптевых у выхода из Хатангского залива, в Якутской АССР.
Вязьма (город в Смоленской обл.) Вязьма, город в Смоленской области РСФСР. Расположен на р.
Дренаж сельскохозяйственных земель, способ осушения земель при помощи подземных искусственных водотоков — дрен.
Квилу, Куилу (Kouilou), в верхнем течении — Ниари (Niari), река в Центральной Африке, в Народной Республике Конго.
Лилейные (Liliaceae), семейство однодольных растений.
Нары, горный хребет на Южном Урале, большей частью в Башкирской АССР.
Поворотный трансформатор, устройство для плавного регулирования электрического напряжения, выполненное в виде однофазной или, чаще, трёхфазной заторможенной асинхронной машины, в которой изменение напряжения осуществляется поворотом ротора относительно статора.
Сварное соединение, участок конструкции или изделия, на котором сваркой соединены между собой составляющие их элементы, выполненные из однородного или разнородных материалов.
Термограмма, лента термографа с непрерывной записью температуры за сутки, неделю и т.
Хубиев Осман Ахьяевич (р. 17.2.1918, аул Верхняя Теберда, ныне Карачаево-Черкесская АО), карачаевский советский писатель.
Адреналовая система, хромаффинная система, совокупность клеток неврогенного происхождения (хромаффинных), продуцирующих адреналин и норадреналин и встречающихся у человека и животных в виде более или менее крупных скоплений в различных образованиях симпатического отдела вегетативной нервной системы (например, в солнечном сплетении, почечном, околоаортальном и др.
Боскореале (Boscoreale), город в Италии, в 1,5 км к С.
Гичка, гиг (англ. gig), 1) быстроходная лёгкая гребная шлюпка (6—8-вёсельная), отличающаяся от вельбота транцевой (срезанной) кормой.