ФракийцыБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Фракийцы, общее название группы индоевропейских племён (см. Фракийский язык), населявших в древности С.-В. Балканского полуострова, а также С.-З. Малой Азии (геты, бессы, одрисы, даки, трибаллы и др.). Первоначально Фракийцы занимали территорию до Адриатического моря, но около 13 в. до н. э. были оттеснены на В. иллирийцами. Занимались земледелием и скотоводством (преимущественно коневодством), у них были развиты горнорудное дело и обработка металлов, а также керамическое производство. В ранне-железном веке (1-я половина 1-го тыс. до н. э.) Фракийцы находились на стадии разложения первобытного строя, существовало рабство. Процесс классообразования особенно интенсивно шёл у юго-вост. группы Фракийцы – одрисов. В середине 4 в. до н. э. Фракийцы вместе с пеонийцами вступили в союз с иллирийцами против угрожавшей их независимости Македонии. В 342 племена юж. Фракии были покорены Филиппом II. С 323 по 281 находились под властью Лисимаха, после смерти которого вновь обрели независимость. С конца 3 в. до н. э. Фракийское побережье Эгейского моря было завоёвано Птолемеями, а затем отвоёвано македонским царём Филиппом V. После 3-й Македонской войны (171–168 до н. э.) Фракийцы вышли из-под власти Македонии. В начале 1 в. до н. э. находились в союзе с Митридатом VI Евпатором, после его поражения в 3-й Митридатовой войне (74–63 до н. э.) оказались в сфере влияния римлян, против которых вели упорную борьбу. В 60–45 до н. э. сев.-фракийские племена были объединены правителем даков Беребистой. В 1 в. н. э. возникло крупное объединение сев.-фракийских племён, в котором ведущая роль принадлежала дакам. При римских императорах Юлиях – Клавдиях (1 в.) основная территория Фракии была превращена в рим. провинцию. Область даков была завоёвана и стала римской провинцией при Траяне в 106, но при Аврелиане была фактически утеряна римлянами. В период Великого переселения народов Фракийцы смешались с др. племенами и стали составным этнически элементом при формировании современных народов (болгар, румын и др.). Бляшка с изображением нападения волка на серну. Серебро с позолотой. Начало 4 в. до н.э. Национальный музей. Ловеч. К древнейшим памятникам искусства Фракийцы (конец 2-го – начало 1-го тыс. до н. э.) относят дольмены, многообразную по формам керамику (в т. ч. сосуды типа Вилланова культуры), нередко с пластическим декором в виде каннелюр, «шишечек» и т.п. Уникален клад золотых предметов из Вылчитрына в северной Болгарии (сосуды и крышки для сосудов, украшенные изысканным спиралевидным орнаментом, инкрустированным серебром). Характерна для Фракийцы культура басараби в Румынии (1-я половина 1-го тыс. до н. э.) – укрепленные и открытые поселения с деревянными наземными постройками, обмазанными глиной; чёрная лощёная керамика (чаши, миски, бокалы) с декором в виде каннелюр, а также со штампованными и гравированными геометрическими узорами с белой инкрустацией, обнаруживающая связь с культурой местных племён эпохи бронзы. В 6–5 вв. до н. э. искусство Фракийцы вступило в соприкосновение с культурой скифов. Звериный стиль Фракийцы, переживающий расцвет в 6–3 вв. до н. э., отличается местными особенностями (золотые, серебряные и бронзовые пластинки и шлемы с обобщёнными наивно-выразительными изображениями птиц, зверей, всадников, сцен борьбы зверей, обычно покрытыми узором в виде кругов, точек, штрихов). С 5 в. до н. э. Фракийцы испытывали усиливающееся воздействие древнегреческой цивилизации. К 4–3 вв. до н. э. относится сооружение фракийского города Севтополя, создание многочисленных памятников греко-фракийского искусства, принадлежащих к числу шедевров античной художественной культуры (Казанлыкская гробница, клад золотых сосудов из Панагюриште и др.). На рубеже 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. племена даков сооружают в горах Трансильвании систему крепостей – Грэдиштя-Мунчелулуй, Пьятра-Рошие, Блидарул и др. К эпохе римского завоевания относятся серебряные, бронзовые и железные погребальные шлемы с масками, отличающиеся яркой физиономической выразительностью и совершенством технического исполнения, статуэтки и стелы с рельефным изображением т. н. фракийского всадника, надгробные портреты, статуи, сосуды из золота, бронзы, стекла. В начале 1-го тыс. н. э. искусство Фракийцы постепенно приходит в упадок, приобретая провинциально-рим. характер. э. Фрагмент. Фракийцы." alt="Роспись гробницы в Казанлыке. Конец 4 — начало 3 вв. до н.э. Фрагмент." Роспись гробницы в Казанлыке. Конец 4 — начало 3 вв. до н.э. Фрагмент.
Лит.: Данов Х. М., Древна Тракия, София, [1968]; Златковская 1\Д., Возникновение государства у фракийцев (VII–V вв. до н. э.), М., 1971; Фракийское искусство и культура болгарских земель. Каталог выставки, М., 1974; Цончева М., Художественото наследство на Тракийските земи, София, 1971; Detschew D., Die Thrakischen Sprachreste, W., 1957; Wiesner J., Die Thraker, Stuttg., [1963]. Клад из Вылчитрына. Золото, инкрустация серебром. Конец 2-го — начало 1-го тысячелетия до н.э. Археологический музей. София.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|