Энгр Жан Огюст ДоминикБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, — 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Учился также игре на скрипке. В юности служил в епископской капелле в Монтобане, играл в театральном оркестре в Тулузе, выступал как солист. В 1806—24 жил и работал в Италии, изучая искусство Возрождения, в особенности Рафаэля, в Риме. В 1834—41 был директором Французской академии. Создавал картины на литературные, исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс; «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане; «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж; «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон), изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж; портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). Многие, особенно ранние, работы Энгр Жан Огюст Доминик отмечены тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в творчестве Энгр Жан Огюст Доминик играл точный, гибкий, пластически-выразительный линейный рисунок. Энгр Жан Огюст Доминик — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Энгр Жан Огюст Доминик в Монтобане). Классицистические тенденции творчества Энгр Жан Огюст Доминик оказали большое влияние на развитие академизма во французском искусстве. Энгр Жан Огюст Доминик занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики. Энгр Жан Огюст Доминик." alt="Энгр Ж. О. Д. «Купальщица». 1807. Музей Бонна. Байонна." Энгр Жан Огюст Доминик." alt="Энгр Ж. О. Д. «Обет Людовика XIII». 1824. Собор в Монтобане. Фрагмент." Энгр Ж. О. Д. «Купальщица». 1807. Музей Бонна. Байонна. Энгр Жан Огюст Доминик." alt="Ж. О. Д. Энгр. Портрет мадам Девосе. 1807. Музей Конде. Шантийи." Энгр Жан Огюст Доминик." alt="Ж. О. Д. Энгр. Автопортрет. 1894. Музей Конде. Шантийи." Ж. О. Д. Энгр. Портрет мадам Девосе. 1807. Музей Конде. Шантийи. Ж. О. Д. Энгр. Автопортрет. 1894. Музей Конде. Шантийи. Энгр Жан Огюст Доминик." alt="Энгр Ж. О. Д. Портрет Н. Паганини. 1819. Рисунок графитным карандашом. Лувр, Париж." Энгр Жан Огюст Доминик." alt="Энгр Ж. О. Д. Портрет Д. Н. Гурьева. Эрмитаж. Ленинград." Энгр Ж. О. Д. Портрет Н. Паганини. 1819. Рисунок графитным карандашом. Лувр, Париж. Энгр Ж. О. Д. Портрет мадемуазель Ривьер. 1805. Лувр, Париж. Энгр Ж. О. Д. Портрет графини Луизы д'Оссонвиль. 1845. Собрание Фрик. Нью-Йорк. Энгр Ж. О. Д. Портрет госпожи Аймон («Прекрасная Зелия»). 1806. Музей изящных искусств и керамики. Руан. Энгр Ж. О. Д. Портрет Ш. Гуно. 1841. Частное собрание. Чикаго. Рисунок графитным карандашом. Энгр Ж. О. Д. Портрет Мадлен Шапель, первой жены художника. Рисунок графитным карандашом, подцвеченный акварелью. 1814. Музей Энгра. Монтобан. Энгр Ж. О. Д. Портрет Ж. А. Мольтедо. Ок. 1811. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Энгр Ж. О. Д. Портрет Д. Н. Гурьева. Эрмитаж. Ленинград. Энгр Ж. О. Д. «Обет Людовика XIII». 1824. Собор в Монтобане. Фрагмент. Энгр Ж. О. Д. «Юпитер и Фетида». 1811. Музей Гране. Экс-ан-Прованс.
Соч.: Ecrits sur l'art, P., 1947.
Лит: Энгр об искусстве, сост. А. Н. Изергина, М., 1962; Березина В., Жан-Огюст-Доминик Энгр, М., 1977; Delaborde А., Ingres, sa vie, ses travaux, sa doctrine, P., 1870; Pach W., Ingres, N. Y., 1973. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|