Судьба

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СУА
СУБ
СУВ
СУГ
СУД
СУЖ
СУЗ
СУИ
СУЙ
СУК
СУЛ
СУМ
СУН
СУО
СУП
СУР
СУС
СУТ
СУУ
СУФ
СУХ
СУЧ
СУШ
СУЩ
СУЫ
СУЭ
СУЮ

Судьба, в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Идею Судьба, абсолютизирующую в явлении детерминации только один аспект — аспект несвободы, следует четко отличать не только от научного представления о каузальной детерминации (причинность), но и от религиозного представления о телеологической детерминациипровидение», предопределение). Обусловленность следствия причиной может быть познана умом человека, и даже цели «провидения» предполагаются ясными, по крайней мере, для ума самого бога. Напротив, в понятие Судьба обычно входит не только непознаваемость для человеческого интеллекта — она «слепа» и «темна» сама по себе. В древнегреческой мифологии Судьба персонифицируется (триада женских образов — Мойры, у римлян — Парки) как бы на границе личного и безлично-родового; богини Судьба имеют личный произвол, но у них нет отчётливой «индивидуальности». Недаром верящие в Судьба всегда пытались лишь «угадывать» её в каждой отдельной ситуации, но не познать её; в ней принципиально нечего познавать.

  Идея Судьба как противоположность идеи свободы социальна и постольку исторична. Первобытное общество предполагает тождество свободы и несвободы для своих членов, не отделивших ещё своей личной сущности от родового бытия. Поэтому Судьба не отделяется здесь принципиально ни от естественной причинности, ни от воли духов. Лишь становление государства и цивилизации разводит эти понятия. Для ранней античности бытие человека органически определено его «долей» в полисном укладе (Судьба как «доля» — таково значение слова «мойра»). В античной жизни огромную роль играли различные способы гадания и предсказания Судьба, связь которых с мировоззрением полисного мира подметил ещё Гегель (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 68—69). Концепция «мойры» не лишена этического смысла: Судьба понимается как слепая, тёмная, безличная справедливость, не заинтересованная в каком-либо частном бытии и спешащая растворить его во всеобщем, осуществляя «возмездие». Беспощадна античная Судьба даже к богам, что в конце концов утешительно, ибо подданные Зевса знают, что и для его произвола есть предел (среднюю трагедию Эсхила «Прометей Прикованный»). С кризисом полисного уклада вместо «мойры» на первый план выходит «тюхе», то есть Судьба как удача, случайность., В эпоху эллинизма человек ожидает получить не то, что ему «причитается» по законам традиционного уклада, но то, что ему «выпадает» по законам азартной игры: обстоятельства делают солдат царями, ставят жизнь народов в зависимость от случайных придворных событий. С торжеством Римской империи Судьба осмысливается как всеохватывающая и непреложная детерминация, отчуждённая от конкретного бытия человека, — фатум. От «фатума» так же невозможно уйти, как от администрации Рима, и так же мало, как власть цезарей, он считается с органичной жизнью человека или народа. Со времён Посидония идея Судьба всё ещё связывается с теорией и практикой астрологии; человеческая несвобода доходит уже не до рубежей империи, но до звёздных сфер. Христианство противопоставило идее Судьба веру в осмысленное действие «провидения». Поскольку, однако, иррациональность человеческих отношений и мистификация власти сохраняли свою силу, идея С, не умерла. Несмотря на все нападки теологов, в течение средневековья держался авторитет астрологии; интерес к ней сильно оживил Ренессанс со своим тяготением к натуралистическому магизму. В новое время развитие естественнонаучного мировоззрения оттесняет идею Судьба в сферу обывательских представлений. Своеобразное возрождение понятия Судьба происходит в конце 19 в, в философии жизни. Слово «Судьба» начинает связываться с требованием иррациональной активности, что получило свою предельную вульгаризацию в идеологии нацизма, превратившего понятие Судьба в инструмент официозной пропаганды.

  Судьба Судьба Аверинцев.

Так же Вы можете узнать о...


«Лены» жёлоб, рифтовая долина между подводными хребтами Гаккеля и Книповича в Северном Ледовитом океане.
Лузитаны (лат. Lusitani), племя иберов, населявшее юго-западную часть Пиренейского полуострова (большую часть современной Португалии).
Маньяни Анна Маньяни (Magnani) Анна (7.3.1908, Александрия, Египет, — 26.
Меотида (греч. Maiotis, лат. Maeotis, Meotis), название Азовского моря у древних греков и римлян (7 в.
Молассы (франц. mollasse, от лат. mollis — мягкий), комплекс горных пород, образующийся в условиях горного рельефа и представленный мощными (до нескольких тыс.
Мюшфик, Мушфик (псевдоним; настоящее имя и фамилия Микаил Кадыр оглы Исмаилзаде) (август 1908 — 12.
Нефтяные машиностроение Нефтяное машиностроение, см. Химическое и нефтяное машиностроение.
Объединение (общество) современных архитекторов, Всероссийское объединение (общество) современных архитекторов (1925—31), см.
Особое производство, в советском гражданском процессе один из видов производства в суде первой инстанции.
Патет-Лао (на языке лао — Страна Лао), название, данное Лаосу националистическим движением Лао Иссара после антиколониального восстания в октябре 1945.