Беркли ДжорджБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дж. Беркли. Беркли (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия, — 14.1.1753, Оксфорд), английский философ, представитель субъективного идеализма. Родился в английской дворянской семье. Учился в Дублинском университете. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства. Согласно Беркли Джордж, невозможно образовать общие идеи пространства и материи, отвлекаясь от частных свойств отдельных вещей: у нас нет чувственного восприятия материи как таковой. В противоположность Локку Беркли Джордж утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Беркли Джордж выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества — вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Отвергнув бытие материи, Беркли Джордж признавал существование только духовного бытия, которое он делил на «идеи» и «души». «Идеи» — воспринимаемые нами субъективные качества — пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятии совершенно не зависит от нас. Напротив, «души» деятельны, активны, могут быть причиной. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсизму, Беркли Джордж утверждал, что воспринимающий субъект — не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога — субъекта, который вечно существует и «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. Здесь Беркли Джордж «...подходит... к объективному идеализму...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 24). философия Беркли Джордж, как показал Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», явилась прообразом и одним из источников субъективно-идеалистических теорий в буржуазной философии конца 19 — начала 20 вв. (см. Махизм).
Соч.: The works, v. 1—9, L., 1948—57; в рус. пер.—Трактат о началах человеческого знания, СПБеркли Джордж 1905; Опыт новой теории зрения, Каз., 1912: Три разговора..., М., 1937.
Лит.: Блонский П. П., Учение Беркли о реальности. К., [1907]; Богомолов А. С., Критика субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли, М., 1959; Luce A. A., Berkeley's immaterialism, L., 1945; Warnock G. J., Berkeley, L., 1953; Ritchie A. D., G. Berkeley, [Manch., 1967]. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|