Бодлер ШарльБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Бодлер (Baudelaire) Шарль (9.4.1821, Париж, — 31.8.1867, там же), французский поэт. Родился в семье участника Великой французской революции. Бодлер Шарль печатался с 1840; автор брошюр «Салон 1845 года» (1845), «Салон 1846 года» (1846). Участвовал в Революции 1848, издавал газету «Салю пюблик» («Le salut public») и сражался на баррикадах. Выступал против реакционных романтиков и теорий группы «Парнас» (ст. «Языческая школа», 1852). В стихах выражал сочувствие людям труда и обездоленным («Вечерние сумерки», «Утренние сумерки», «Пирушка тряпичников»). Переворот Луи Бонапарта лишил Бодлер Шарль веры в непосредственный социальный прогресс. В середине 50-х гг. Бодлер Шарль подвергся влиянию Т. Готье, Э. По, парнасцев (сонет «Красота», 1857). В сборнике «Цветы зла» (1857, доп. изд. 1861 и 1869, посмертно, рус. пер. 1895, 1907) ослабление нравственной оценки явлений жизни сделало Бодлер Шарль предшественником декадентства. Однако Бодлер Шарль включил в свой сборник и мятежные, гуманные стихи (раздел «Бунт»). Ему принадлежат также: сборник статей «Романтическое искусство» (1846—68, изд. посмертно), трактат о безнравственности употребления наркотиков «Искусственный рай» (1860, в рус. пер. «Искания рая», 1908), «Маленькие поэмы в прозе» (изд. 1869, рус. пер. 1902). В ряде поэтических произведений и особенно в обзорах салонов (начиная с 1845; изданы в сборнике «Эстетические редкости», 1868) и очерках («Некоторые французские карикатуристы», 1857—58; «Творчество и жизнь Эжена Делакруа», 1863) Бодлер Шарль показал себя проницательным и глубоким художественным критиком, верно оценив историческое значение творчества Э. Делакруа, К. Коро, О. Домье, Э. Мане и других современников, так же как и мастеров прошлого (Микеланджело, Ф. Гойи, Ж. Л. Давида). Отвергая ходульные схемы салонного искусства, Бодлер Шарль придавал большое значение органичному и цельному выражению духовной жизни, мироощущения и идеалов художника. Буржуазные историки литературы культивируют главным образом эстетские стороны творчества Бодлер Шарль Марксистская критика оценивает Бодлер Шарль как представителя той части французской интеллигенции, которая «... не смогла примириться со скудостью буржуазных перспектив, ударилась в отчаяние...» (Луначарский А. В., Бодлер, Литературная энциклопедия, т. 1, 1929, с. 550). М. Горький сказал о Бодлер Шарль: «...жил во зле, добро любя...» (Собр. соч., т. 23, 1953, с. 128).
Соч.: Œuvres complètes, éd. par J. Crépet et Cl. Pichois, v.[l—18], P., [1923]—53; в рус. пер.— Цветы зла, М., 1908; то же, пер. В. Брюсова, в сборнике: Революционная поэзия Запада 19 в., М., 1930; Лирика. Пер. П. Антокольского, М., 1966; Цветы зла, М., 1970.
Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; Левик В., Ш. Бодлер, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Baudelaire, Actes du colloque de Nice, [P.], 1968; Mouquet J. et Bandy W. Т., Baudelaire en 1848, P., 1946; Borgal C., Ch. Baudelaire, P., [1967] (имеется библ.); «Les Lettres françaises», 1967, № 1197 (спец. №); «Europe», 1967, №456— 457(спец.№); Spoolbereh de Lovenjoul Ch., Etude bibliographique sur les œuvres de Ch. Baudelaire, в его кн.: Les lundis d'un chercheur, P., 1894. О. И. Ильинская. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|