Декадентство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
http://tpmstroi.ru/polimernye_poly/ наливные полимерные полы в москве.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЭ
ДЕЯ

Декадентство (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм.

  Сложное и противоречивое явление, Декадентство имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. «Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко „мещанскими по своей природе» (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Декадентство являются мотивы небытия и смерти.

  Как характерное веяние времени Декадентство не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения Декадентство затронули творчество значительной части художников конца 19 — начале 20 вв., в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Декадентство В наиболее отчётливом виде мотивы Декадентство впервые проявились в поэзии французского символизма — в творчестве т. н. «проклятых поэтов» (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Декадентство отмечено творчество прерафаэлитов (Декадентство Г. Россетти, Х. Хант и др.), а также близких к нимО. Бёрдсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д'Аннунцио. Влияние Декадентство сказалось также на творчестве таких крупных художников конца 19 — начала 20 вв., как О. Уайльд — в Великобритании, М. Метерлинк — в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке — в Австрии, М. Пруст — во Франции и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразительные формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности буржуазного гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер).

  В России Декадентство отразилось в творчестве поэтов-символистов [прежде всего т. н. «старших» символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Декадентство Мережковского, З. Гиппиус (критику см. в ст. Плеханова «Евангелие от декаданса»), затем В. Брюсова, К. Бальмонта], в ряде произведений Л. Н. Андреева, в сочинениях Ф. Сологуба и особенно в натуралистической прозе М. П. Арцыбашева, А. П. Каменского и др. Настроения Декадентство получили особенное распространение после поражения Революции 1905—07. Писатели-реалисты (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, М. Горький), передовые литераторы и критики (В. В. Стасов, В. В. Боровский, Г. В. Плеханов) активно боролись с настроениями Декадентство в рус. искусстве и литературе. После Октябрьской революции эти традиции были продолжены советской литературной и художественной критикой.

  Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений. Передовое реалистическое искусство, и прежде всего искусство социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упадочнических настроений в искусстве и литературе, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности искусства.

 

  Лит.: Плеханов Г. В., Искусство и общественная жизнь, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948; Толстой Л. Н., Что такое искусство?, Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Горький М., Поль Верлен и декаденты. Собр. соч., т. 23, М., 1953; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Гурмон Р. де. Книга масок, пер. с франц., СПБ, 1913; Мережковский Декадентство С., О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, Полн. собр. соч., т. 18, М., 1914; Асмус В. Ф., Философия и эстетика русского символизма, в кн.: Литературное наследство, т. 27—28, М., 1937; Verlaine P., Les poètes maudits, P., 1900; Kahn G., Symbolistes et décadents, P., 1902; AIbérès R. М., Bilan littéraire du 20 siècle, P., 1956; Roda V., Decadentismo morale e decadentismo estetico, Bologna, [1966].

  О. Н. Михайлов.

Так же Вы можете узнать о...


Логановский Александр Васильевич [11(23).3.1810 (или 1812), Москва, — 18(30).
Ньянгчу, река на Тибетском нагорье, правый приток р.
Радио (от лат. radio — излучаю, испускаю лучи, radius — луч), 1) способ беспроволочной передачи сообщений на расстояние посредством радиоволн, изобретённый А.
Стрекопытовский мятеж, антисоветское вооружённое выступление части гарнизона и местных контрреволюционеров в Гомеле 24—29 марта 1919.
Хельчицкий Петр Хельчицкий (Chelčicky) Петр (около 1390 — около 1460), идеолог умеренных таборитов в гуситском революционном движении 1-й половине 15 в.
Алгебра .
Вейган Максим Вейган (Weygand) Максим (21.1.1867, Брюссель, — 28.
Джарар Гулам Рахман (р. 1915, деревня Лальми Нанграхарской провинции), афганский писатель, публицист и учёный.
Квены, норвежские финны, небольшая этнографическая группа, живущая (с 16—18 вв.
Магистр (академич. степень) Магистр, вторая академическая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях США, Великобритании и других стран, где принята англо-американская система высшего образования.
Олеум (от лат. oleum vitrioli — купоросное масло), дымящая серная кислота, раствор серного ангидрида SO3 в безводной серной кислоте.
Резерфорд (единица активности нуклидов) Резерфорд, внесистемная единица активности нуклидов (радиоактивных изотопов) в радиоактивных образцах и источниках (см.
Сыпин, гай, город в Китае, в провинции Гирин.
«Хунци» («Красное знамя»), политический журнал, орган ЦК компартии Китая.
Анальцим, минерал из группы водных цеолитов, химическая формула Na2[AISi2O6] ·2H2O.
Вилагош (Vilagos), современная Ширия (Siria), крепость и населённый пункт к северо-востоку от г.
Добролюбов Николай Александрович [24.1(5.2).