Домье Оноре Викторьен

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДОБ
ДОВ
ДОГ
ДОД
ДОЕ
ДОЖ
ДОЗ
ДОИ
ДОЙ
ДОК
ДОЛ
ДОМ
ДОН
ДОО
ДОП
ДОР
ДОС
ДОТ
ДОУ
ДОФ
ДОХ
ДОЦ
ДОШ

Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26.2.1808, Марсель, — 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Домье Оноре Викторьен сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Домье Оноре Викторьен, по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье Оноре Викторьен сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением. Карикатуры Домье Оноре Викторьен распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье Оноре Викторьен (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31; в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35, и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). В 1832 Домье Оноре Викторьен за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»); в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера.

<a target=<a target=О. Домье. «Робер Макер — биржевой игрок». Литография из серии «Карикатюрана». 1837. Домье Оноре Викторьен." alt="О. Домье. «Робер Макер — биржевой игрок». Литография из серии «Карикатюрана». 1837." Домье Оноре Викторьен." alt="О. Домье. «Законодательное чрево». Литография. 1834."

О. Домье. «Робер Макер — биржевой игрок». Литография из серии «Карикатюрана». 1837. Домье Оноре Викторьен.

О. Домье. «Робер Макер — биржевой игрок». Литография из серии «Карикатюрана». 1837.

О. Домье. «Ратапуаль». Бронза. 1850. Лувр. Париж. Домье Оноре Викторьен.

О. Домье. «Ратапуаль». Бронза. 1850. Лувр. Париж.

О. Домье. «Камиль Демулен, призывающий к восстанию». Акварель, гуашь. Середина 19 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Домье Оноре Викторьен.

О. Домье. «Камиль Демулен, призывающий к восстанию». Акварель, гуашь. Середина 19 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

О. Домье. Домье Оноре Викторьен.

О. Домье.

О. Домье. «Вагон третьего класса». Ок. 1862—63. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Домье Оноре Викторьен.

О. Домье. «Вагон третьего класса». Ок. 1862—63. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

О. Домье. «Потрясенная наследством». Литография из альбома «Осада». 1871. Домье Оноре Викторьен.

О. Домье. «Потрясенная наследством». Литография из альбома «Осада». 1871.

О. Домье. «Законодательное чрево». Литография. 1834.

  Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Домье Оноре Викторьен едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье Оноре Викторьен создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье Оноре Викторьен зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Домье Оноре Викторьен придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).

  Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Домье Оноре Викторьен нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848; «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848—49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859—60, Лувр; «Вагон 3-го класса», около 1862—63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель, частное собрание). Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен; «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр; «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Домье Оноре Викторьен создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Домье Оноре Викторьен особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850—60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.

О. Домье. «Защитник». Акварель. 3-я четв. 19 в. Частное собрание. Домье Оноре Викторьен.

О. Домье. «Защитник». Акварель. 3-я четв. 19 в. Частное собрание.

О. Домье. «Совет молодому художнику». Около 1860. Национальная галерея искусства. Вашингтон. Домье Оноре Викторьен.

О. Домье. «Совет молодому художнику». Около 1860. Национальная галерея искусства. Вашингтон.

О. Домье. «Прачка». Около 1859—60. Лувр. Париж. Домье Оноре Викторьен.

О. Домье. «Прачка». Около 1859—60. Лувр. Париж.

О. Домье. «Дон Кихот». Ок. 1868. Новая пинакотека. Мюнхен. Домье Оноре Викторьен.

О. Домье. «Дон Кихот». Ок. 1868. Новая пинакотека. Мюнхен.

  В конце 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье Оноре Викторьен новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен — альбом «Осада»; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870; «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье Оноре Викторьен как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.

 

  Лит.: Замятина А. Н., Оноре Домье. 1808—1879, М., 1954; Калитина Н., Оноре Домье. 1808—1879, М., 1955; Герман М. Ю., Домье, М., 1962; Daumier raconté par lui-même et par ses amis, Vésenaz — Gen., P., 1945; [Adhémar J.], Honoré Daumier, P., 1954; Balzer W., Der junge Daumier und seine Kampfgefährten, Dresden, 1965.

  А. Н. Замятина.

 

Так же Вы можете узнать о...


Посевная, посёлок городского типа в Черепановском районе Новосибирской области РСФСР.
Себастьяно дель Пьомбо Себастьяно Дель Пьомбо (Sebastiano del Piombo; собственно Лучани; Luciani) (около 1485, Венеция, — 21.
Тацинский, посёлок городского типа, центр Тацинского района Ростовской области РСФСР.
Фуркруа Антуан Франсуа Фуркруа (Fourcroy) Антуан Франсуа (15.6.1755, Париж, — 16.
Эндр и Луара (Indre-et-Loire), департамент во Франции, в среднем течении р.
Бажан Микола (Николай Платонович) (p. 26.9(9.
Вилладжо-Дука-дельи-Абруцци Вилладжо-Дука-Дельи-Абруцци, Виллабруцци, прежнее название г.
Гэльский язык, гаэльский, шотландский [от гэлы (гаэлы)], язык шотландцев, населяющих северную (горную) часть Шотландии и Гебридские острова.
Ии Наоскэ ИИ Наоскэ [12.10.1815, г. Хиконе, — 3.3.1860, г.
Конклав (от латинского conclave — запертая комната), собрание кардиналов, созываемое после смерти папы римского для избрания нового папы; проходит в изолированном от внешнего мира помещении (двери его наглухо закрываются).
Мадона (до 1926 — Биржи), город, центр Мадонского района Латвийской ССР.
Непредикативное определение, определение, посредством которого создаётся или вводится в рассмотрение предмет, являющийся одним из значений неопределённого имени («переменной»), участвующего в определяющем выражении.