Васнецов Виктор Михайлович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВАА
ВАБ
ВАВ
ВАГ
ВАД
ВАЕ
ВАЖ
ВАЗ
ВАИ
ВАЙ
ВАК
ВАЛ
ВАМ
ВАН
ВАП
ВАР
ВАС
ВАТ
ВАУ
ВАФ
ВАХ
ВАЦ
ВАЧ
ВАШ
ВАЩ
ВАЯ

Васнецов Виктор Михайлович М. Васнецов. Васнецов Виктор Михайлович.

Васнецов Виктор Михайлович М. Васнецов.

Васнецов Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, — 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868—75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий («Народная азбука» Столпянского, издавалась в 1867; «Тарас Бульба» Н. Васнецов Виктор Михайлович Гоголя, издавалась в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов Виктор Михайлович с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества («С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1878, — обе в Третьяковской галерее). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов Виктор Михайлович стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Васнецов Виктор Михайлович создал картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), проникнутая искренней поэтичностью, «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881—98), исполненные веры в богатырские силы народа, «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, все в Третьяковской галерее). С общей направленностью станковой живописи Васнецов Виктор Михайлович 1880—1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецов Виктор Михайлович, — пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, — оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 — начале 20 вв. Пейзажные фоны произведений Васнецов Виктор Михайлович на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Аленушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. В 1883—85 Васнецов Виктор Михайлович выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885—96 — большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов Виктор Михайлович пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись Васнецов Виктор Михайлович в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль «модерн». Васнецов Виктор Михайлович исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба — в Третьяковской галерее), иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов Виктор Михайлович продолжал работать над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917—26; обе картины — в Доме-музее Васнецов Виктор Михайлович М. Васнецова в Москве).

Васнецов Виктор Михайлович М. Васнецов. «С квартиры на квартиру». 1876. Третьяковская галерея. Москва. Васнецов Виктор Михайлович.

Васнецов Виктор Михайлович М. Васнецов. «С квартиры на квартиру». 1876. Третьяковская галерея. Москва.

 

  Лит.: Стасов Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович, Виктор Михайлович Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954; Лебедев А. К., Васнецов Виктор Михайлович М. Васнецов. 1848—1926, М., 1955; Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н., Васнецов Виктор Михайлович М. Васнецов, М., 1962.

Так же Вы можете узнать о...


Хушвахтов Хушбахт Давлятович (р. 9.12.1926, кишлак Рушан Рушанского района Горно-Бадахшанской АО), советский живописец, народный художник Таджиксксй ССР (1974).
Аддитивность (от лат. additivus — прибавляемый) (матем.
Большой Ою, река в Архангельской области РСФСР; Длина 175 км, площадь бассейна 3070 км2.
Гидравлический прыжок, явление резкого, скачкообразного повышения уровня воды в открытом русле при переходе потока из т.
Зажигалка, компактное устройство для многократного получения огня, принцип действия которого первоначально был основан на высечении искры при ударе огнива о кремень.
Ковров, город во Владимирской области РСФСР, пристань на р.
Людиновская подпольная комсомольская группа 1941—42, антифашистская организация, действовавшая во время Великой Отечественной войны 1941—45 в городе Людиново Орловской (ныне Калужской) области, в период его оккупации немецко-фашистскими захватчиками.
Ника, Нике, в Древней Греции персонификация победы; часто — эпитет богини Афины, которой посвящен храм Н.
Полярография, электрохимический метод качественного анализа, количественного анализа и изучения кинетики химических процессов.
«Сельская жизнь», газета Центрального Комитета КПСС.
Титмар Мерзебургский (Thietmar von Merseburg) (25.