Стасов Владимир Васильевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТЁ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТШ
СТЫ
СТЬ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Стасов Владимир Васильевич [2(14).1.1824, Петербург, — 10(23).10.1906, там же], русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог. Один из крупнейших деятелей русской демократической культуры 19 в. Почётный член АН (1900). Происходил из даровитой семьи, выдвинувшей ряд крупных деятелей в области культуры и общественно-политической жизни (его отец — архитектор В. П. Стасов). Окончив Училище правоведения (1843), служил по юридической специальности, но вскоре всецело посвятил себя искусству. С 1872 заведовал художественным отделом Публичной библиотеки (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Главным делом своей жизни Стасов Владимир Васильевич считал художественную и музыкальную критику. С 1847 систематически выступал в печати со статьями по литературе, искусству, музыке. Деятель энциклопедического типа, Стасов Владимир Васильевич поражал разносторонностью интересов (статьи по вопросам русской и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, исследовательские и собирательские работы в области археологии, истории, филологии, фольклористики и др.). Придерживаясь передовых демократических взглядов, Стасов Владимир Васильевич в своей критической деятельности опирался на принципы эстетики рус. революционных демократов — В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Основами передового современного искусства он считал реализм и народность. Стасов Владимир Васильевич боролся против далёкого от жизни академического искусства (см. Академизм), официальным центром которого в России была Петербургская императорская АХ, за реалистическое искусство, за демократизацию художественной жизни. Человек огромной эрудиции, связанный дружескими отношениями со многими передовыми художниками, музыкантами, писателями, Стасов Владимир Васильевич был для ряда из них наставником и советчиком, защитником от нападок реакционной официальной критики. Он активно участвовал в творческой жизни Артели художников, Товарищества передвижников, композиторов «Новой русской музыкальной школы», названной им «Могучей кучкой». Стасов Владимир Васильевич первым оценил и поддержал творчество М. М. Антокольского, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина и др., а затем систематически выступал в печати с разбором и поддержкой их новых работ. Анализируя художественные образы произведений, Стасов Владимир Васильевич обличал пережитки крепостничества и буржуазно-самодержавные порядки в России, утверждал демократические идеалы свободы и народоправия, воспитывал художников и читателей в духе патриотизма. Стасов Владимир Васильевич последовательно отстаивал самостоятельные национальные пути развития русской композиторской школы, он повлиял на формирование эстетических и творческих принципов «Могучей кучки». Был исследователем и пропагандистом творчества М. И. Глинки (более 30 работ, в том числе обстоятельная монография, 1857). Ценность представляют его монографии о композиторах М. П. Мусоргском, А. П. Бородине, художниках К. П. Брюллове, А. А. Иванове, В. В. Верещагине, В. Г. Перове, И. Е. Репине, И. Н. Крамском, Н. Н. Ге, М. М. Антокольском, а также творческие портреты мастеров исполнительского искусства (О. А. Петров, А. Г. Рубинштейн). Стасов Владимир Васильевич поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Одним из первых Стасов Владимир Васильевич начал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия рус. художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, А. Стасов Владимир Васильевич Даргомыжского, А. Н. Серова, Мусоргского). Как историк искусства утверждал значение великих реалистических традиций творчества Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса, Ф. Гойи. Он пропагандировал в России музыку Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Статьи Стасов Владимир Васильевич публицистичны, полемичны по тону. В пылу боевой запальчивости он впадал иногда в известную односторонность, проявлял излишнюю критичность по отношению к некоторым выдающимся художественным явлениям. Несмотря на это Стасов Владимир Васильевич внёс существенный вклад в разработку важнейших вопросов русской реалистической эстетики. Заботой о русском искусстве пронизана его обширная переписка с художниками, писателями, музыкантами. Труды Стасов Владимир Васильевич принадлежат к классическому наследию русской художественной мысли.

В. В. Стасов. Портрет работы художника И. Е. Репина. 1883. Русский музей. Ленинград. Стасов Владимир Васильевич.

В. В. Стасов. Портрет работы художника И. Е. Репина. 1883. Русский музей. Ленинград.

 

  Соч.: Собр. соч., т. 1—4, СПБ, 1894—1906; Избр. соч., т. 1—3, М., 1952; Письма к родным, т. 1—3, М., 1953—62.

 

  Лит.: В. В. Стасов. Сб. статей и воспоминаний, сост. Е. Д. Стасова, М. — Л., 1949; К изучению наследия В. В. Стасова, «Советская музыка», 1974, №7; Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов. Жизнь и творчество, М., 1976.

  Ю. В. Келдыш, А. К. Лебедев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Прядильная машина, вырабатывает пряжу из ровницы или ленты; завершает обработку волокнистого материала в прядильном производстве.
Ретинит (от позднелат. retina — сетчатая оболочка), воспаление сетчатой оболочки глаза, чаще двустороннее; возникает при заносе гнойной инфекции в сосуды сетчатки при сепсисе или гнойном очаге в организме, туберкулёзе и других инфекциях, интоксикациях и пр.
Санорин, лекарственное, средство, то же, что нафтизин.
Синекдоха (греч. sinekdoche, буквально — соперенимание), вид речевого тропа, разновидность метонимии, выявление целого (большого) через его часть (меньшее).
Сперматогонии (от греч. spérma, родительный падеж spérmatos — семя и gonos — рождение, плод, потомок), развивающиеся мужские половые клетки в период размножения до начала периода роста (см.
Сызрань (река) Сызрань, река в Ульяновской и Куйбышевской области РСФСР, правый приток р.
Товарный капитал, функциональная форма и третья стадия кругооборота промышленного капитала.
Уйгурсай, посёлок городского типа в Папском районе Наманганской области Узбекской ССР.
Флорида-кис (Florida Keys), цепь коралловых островов и рифов к юго-западу от южной оконечности полуострова Флорида (США).
Холодильная машина, устройство, служащее для отвода теплоты от охлаждаемого тела при температуре более низкой, чем температура окружающей среды.
Чибагалахский хребет, горный хребет в системе хребта Черского в Якутской АССР.
Эвхлена, род растений семейства злаков, виды которого более известны под названием теосинте.
Ядерная бомба, авиационная бомба с ядерным зарядом; один из видов ядерных боеприпасов.
Алексеев Александр Емельянович [р. 15(27). 11.