Крамской Иван Николаевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КРА
КРЕ
КРЁ
КРЖ
КРИ
КРК
КРЛ
КРН
КРО
КРС
КРУ
КРЫ
КРЭ
КРЮ
КРЯ

Крамской Иван Николаевич [27.5(8.6).1837. Острогожск, ныне Воронежской области, — 24.3(5.4).1887, Петербург], русский живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь русского демократического художественного движения 1860—80-х гг. Происходил из бедной мещанской семьи. В 1857—63 учился в АХ в Петербурге; в её стенах выступил против академического искусства, явился инициатором «бунта четырнадцати», который завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников. Под воздействием идей русских революционных демократов Крамской Иван Николаевич утверждал представление о высоком общественном долге художника, принципы реализма, идейности и народности искусства. Стал одним из главных создателей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В 1863—68 преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств. Создал галерею портретов крупнейших русских писателей, учёных, художников и общественных деятелей (портреты: Л. Н. Толстого, 1873, И. И. Шишкина, 1873, П. М. Третьякова, 1876, М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879, — все в Третьяковской галерее; С. П. Боткина, 1880, частное собрание, Москва), в которых выразительная простота композиции, ясность рисунка и тщательность светотеневой моделировки подчёркивают ведущую роль углублённой психологической характеристики. Точно воссоздавая облик, особенности духовно-психического склада, богатство и интенсивность внутренней жизни моделей, портреты Крамской Иван Николаевич воплощают одновременно возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине. Демократические взгляды Крамской Иван Николаевич нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутреннее достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нём социальный протест («Полесовщик», 1874, Третьяковская галерея; «Мина Моисеев», 1882, Русский музей, Ленинград; «Крестьянин с уздечкой», 1883, Киевский музей русского искусства). Центральное произведение Крамской Иван Николаевич — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея). Продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, Крамской Иван Николаевич трактует религиозный сюжет в морально-филосовском плане, придаёт ему актуальное общественное звучание. «Очеловечив» Христа, придав его драматическим переживаниям глубоко психологическое жизненное истолкование, Крамской Иван Николаевич воплотил в картине сложные раздумья современников над судьбами мира, идею героического самопожертвования. Стремясь к расширению идейно-художественному содержания образов, Крамской Иван Николаевич создал произведение, стоящие на грани портрета и тематической картины («Некрасов в период «Последних песен»», 1877—78, «Неизвестная», 1883, «Неутешное горе», 1884, — все в Третьяковской галерее). Они отличаются интересом к раскрытию сложных душевных движений, характеров и судеб. В ряде поздних произведениях художника проявились черты салонной красивости. Демократическая направленность творчества Крамской Иван Николаевич, его проницательные критические суждения об искусстве, свойственные ему настойчивые поиски объективных общественных критериев оценки художественных произведений оказали существенное влияние на развитие демократического искусства и художественной мысли в России последней трети 19 в.

И. Н. Крамской. «Христос в пустыне». 1872. Третьяковская галерея. Москва. Крамской Иван Николаевич.

И. Н. Крамской. «Христос в пустыне». 1872. Третьяковская галерея. Москва.

 

И. Н. Крамской. Автопортрет (фрагмент). 1874. Третьяковская галерея. Москва. Крамской Иван Николаевич.

И. Н. Крамской. Автопортрет (фрагмент). 1874. Третьяковская галерея. Москва.

  Соч.: Письма. Статьи, т. 1—2, М., 1965—1966.

 

  Лит.: Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887, СПБ. 1888; Репин И. Е., Иван Николаевич Крамской. Памяти учителя, «Русская старина», 1888, [май]; Гольдштейн С. Н., И. Н. Крамской, М., 1965.

Так же Вы можете узнать о...


Суслин Михаил Яковлевич [3(15).11. 1894, с. Красавка, ныне Саратовской области, — 1919], русский математик, один из создателей дескриптивной теории множеств.
Тихомиров Михаил Николаевич [19(31).5.1893, Москва, — 2.
Украинский степной заповедник, создан в 1961 на базе заповедников «Хомутовская степь», «Каменные могилы» и «Михайловская целина» для охраны степных природных комплексов.
Фонолит (от греч. phone – звук и lithos – камень; буквально – звенящий камень), эффузивный аналог нефелиновых сиенитов, состоящий из фельдшпатоидов (нефелина и др.
Хроники, наиболее распространённый тип произведений средневековой европейской историографии.
Шабулин Михаил Николаевич (6.11. 1887, дер. Михалково, ныне Новодеревенского района Рязанской области, — 6.
Электровоз ,локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, получающими электрическую энергию от контактной сети или (реже) и от аккумуляторов, установленных на самом Э.
Абсолютный вес семян, термин, применяемый для обозначения массы 1000 абсолютно сухих семян.
Анализирующее скрещивание, скрещивание гибрида с родительской формой, имеющей рецессивные признаки (гомозиготной по рецессивным аллелям).
Аэродромное покрытие, искусственно создаваемое покрытие на взлётно-посадочных полосах, рулёжных дорожках, местах стоянок самолётов, перронах и предангарных площадках аэродромов для обеспечения бесперебойной круглогодичной эксплуатации.
Бехистунская надпись, надпись древнеперсидского царя Дария I (правил в 522—486 до н.
Бурение, процесс сооружения горной выработки цилиндрической формы — скважины,шпура или шахтного ствола — путём разрушения горных пород на забое, Б.
Виляка, город в Балвском районе Латвийской ССР, на северо-востоке республики.
Галактика (позднегреч. Galaktikos — молочный, млечный, от греческого gala — молоко), обширная звёздная система, к которой принадлежит Солнце, а следовательно, и вся наша планетная система вместе с Землёй.
Гнейс (нем. Gneis), метаморфическая горная порода, сланцеватая, богатая полевым шпатом и в меньшем количестве содержащая кварц, биотит, мусковит, амфибол, пироксен, гранат, силлиманит и т.