Вебер Макс

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

М. Вебер. Вебер Макс.

М. Вебер.

Вебер (Weber) Макс (21.4.1864, Эрфурт, — 14.6.1920, Мюнхен), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Диапазон научной деятельности Вебер Макс очень широк: аграрная история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология общественных наук. В целом для творчества Вебер Макс характерна эволюция от историко-экономической проблематики к вопросам общей социологии. Вебер Макс испытал значительное влияние позитивизма, неокантианства, философии жизни. Философская позиция Вебер Макс представляет собой попытку синтеза позитивных, с точки зрения Вебер Макс, положений этих теорий, главным образом кантианства с некоторыми элементами, заимствованными из марксизма. В отличие от психологизирующей методологии истории Вебер Макс Дильтея и идиографизма Г. Риккерта, в теории социологического познания Вебер Макс придавал большое значение единству принципа причинности и теории «понимания». Задача социологии, по Вебер Макс, дать «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения индивидуального события. Вебер Макс даёт типологию индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. В методологии социальных наук Вебер Макс выдвинул теорию идеальных типов как средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных исторических явлений. Идеальные типы являются абстрактными конструкциями, мысленными построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в качестве исследовательского средства. В теории идеальных типов Вебер Макс ставит важные вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, пытается дать анализ процесса образования научных абстракций. В свете логики науки процесс конструирования идеального типа сходен с процессом создания идеализированной абстракции, а идеальный тип в целом — с идеальной моделью. Однако в гносеологическом аспекте идеальный тип Вебер Макс является идеалистической интерпретацией модели и процесса её создания.

  Свои методологические принципы Вебер Макс применил в теории происхождения «современного западноевропейского капитализма». На основе сравнительного анализа в ряде работ («Протестантская этика и дух капитализма», 1904, и др.) «хозяйств, этики» различных религий (протестантизма, конфуцианства, буддизма и др.) Вебер Макс утверждал, что капитализм мог возникнуть впервые только на Западе вследствие распространения здесь протестантизма и в особенности кальвинизма, «хозяйственная этика» которого, по Вебер Макс, наиболее соответствовала «духу капитализма». Решая вопрос о взаимодействии религиозной идеологии и социально-экономической структуры общества, Вебер Макс пытался «преодолеть» марксистскую теорию базиса и надстройки и представлял религию самостоятельной активной силой, определяющей возникновение капитализма. В своей теории социальной структуры Вебер Макс наряду с классами выделял статусные группы, связанные с обладанием социальным престижем, с особым стилем жизни, и группы власти, наиболее чётким выражением которых он считал политические партии. По Вебер Макс, статусные группы полностью автономны по отношению к классовому делению общества. Вебер Макс принадлежит также теория бюрократии, авторитета и власти. Вебер Макс оказал значительное влияние на развитие современной буржуазной социологии.

  Будущее капитализма Вебер Макс рассматривал пессимистически. Марксистские идеи о социалистическом преобразовании общества он считал реальной угрозой существованию западного капитализма. С позиций национал либерализма Вебер Макс критиковал внешнюю и внутреннюю политику кайзеровской Германии, считая необходимым проведение ряда реформ и замену кайзеровского режима буржуазной парламентарной республикой.

 

  Соч.: Gesammelte Aufsätze zur Religions-soziologie, Bd 1—3, Tübingen, 1920—21; Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre, Tübingen, 1922; Wirtschaft undGesellschaft, Tübingen, 1956; Gesammelte politische Schriften. Tübingen, 1958; в рус. пер.— Город, П., 1923; История хозяйства, П., 1923; Аграрная история древнего мира, М.. [1925].

 

  Лит.: Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца 19 — начала 20 вв., М., 1958, с. 96—105: Кон И. О., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 5; Bendix R., Max Weber. An intellectual portrait, N. Y., 1960.

  Р. П. Девяткова.

Так же Вы можете узнать о...


Зумпф (нем. Sumpf), 1) аккумулирующая ёмкость для сбора воды, устраиваемая в горных породах.
Круглое, посёлок городского типа, центр Круглянского района Могилёвской области БССР.
Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл.
Полупродукт в металлургии, жидкий металл (промежуточный продукт), получаемый на первой стадии двухстадийных сталеплавильных процессов (например, дуплекс-процесса).
Смертность, процесс убыли населения вследствие смерти; в медицинской статистике — частота случаев смерти среди определённой совокупности населения (страны, города, района), определяемая, как правило, числом умерших за определённый период (обычно за год) на 1 тыс.
Ферредоксины, водорастворимые белки, в молекулах которых содержатся атомы железа в негеминовой форме и связанные с ними лабильные атомы серы.
Ядро (биол.) Ядро клеточное, обязательная, наряду с цитоплазмой, составная часть клетки у простейших, многоклеточных животных и растений, содержащая хромосомы и продукты их деятельности.
Британское Содружество, до 1947 официальное название Содружества (брит.
Гхор, Эль-Гор, тектоническая впадина в Западной Азии, в Израиле, Сирии и Иордании между грабеном Бекаа на С.
Капитолийская триада, в Древнем Риме совокупность трёх важнейших богов, почитавшихся в Капитолийском храме (на Капитолии).
Ловозёрские тундры, горный массив на Кольском полуострове, между Умбозером и Ловозером, в Мурманской области РСФСР.