Абстракция

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АБА
АББ
АБД
АБЕ
АБЖ
АБЗ
АБИ
АБК
АБЛ
АБО
АБР
АБС
АБУ
АБХ
АБЭ

Абстракция (от латинского abstractio — отвлечение),

  1) метод научного исследования, основанный на том, что при изучении некоторого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки; это позволяет упрощать картину изучаемого явления и рассматривать его как бы в «чистом виде».

  2) Продукт познания (понятие, описание, закон, модель, идеальный объект и т. п.), рассмотренный в сопоставлении с конкретной эмпирической действительностью, которая не фиксируется в этом продукте во всём богатстве своих свойств и связей.

  3) Познавательная деятельностьпроцесс абстрагирования, — направленная на получение Абстракция

  Применение Абстракция, как и всякого метода исследования, определяется типом ситуации, с которой сталкивается исследователь, и перечнем процедур, необходимых или допустимых в данной ситуации. Ситуация характеризуется задачей (целевая характеристика метода) и спецификой изучаемого объекта (онтологическая характеристика). С точки зрения онтологии Абстракция связана с представлением об относительной независимости явлений и их сторон и с отделением существенных сторон от несущественных. Предписываемые процедуры сводятся, как правило, к перестройке предмета исследования, к эквивалентному, с точки зрения данной ситуации, замещению первоначального предмета другим. Перестройка касается либо изображения изучаемого объекта (отбрасывание несущественных сторон), либо эмпирического материала, либо программы наблюдения и описания (отказ от лишней информации). Например, геометрические свойства электрической цепи не зависят от составляющих элементов ветви, таких, как сопротивление, индуктивность и ёмкость, поэтому при топологическом изучении цепей все ветви цепи обычно заменяют отрезками, изображая цепь в виде линейного графа (см. Графов теория).

Целевая характеристика Абстракция может быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познавательные задачи и с включением Абстракция в более широкий контекст познавательной деятельности. На различении целевых характеристик строится и классификация типов Абстракция: изолирующая Абстракция соответствует цели вычленения и чёткой фиксации исследуемого явления; обобщающая Абстракция — цели получения общей картины явления; идеализация — цели замещения реальной, эмпирически данной ситуации идеализированной схемой (типа абсолютно твёрдого тела в механике) для упрощения изучаемой ситуации и более эффективного использования существующих методов и средств исследования.

  Реализация Абстракция как метода, т. е. процесс абстрагирования, включает 2 типа операций: выяснение возможности и целесообразности замещения, перестройки предмета исследования и сам акт замещения. Продуктом этого процесса являются соответствующим образом преобразованные представления об объекте, модели, отобранный эмпирический материал и т. д.

  Обоснование Абстракция осуществляется как с точки зрения её правомерности (это достигается установлением несущественности отдельных сторон явления), так и с точки зрения её целесообразности (которая определяется поставленной задачей). Выдвижение на первый план одного из этих моментов приводит к разным формам обоснования Абстракция Например, в 1-м т. «Капитала» Маркс исходит из предположения, что денежным товаром является только золото, указывая, что он делает это «ради упрощения» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 104); это — целевое обоснование Абстракция Построение идеальных объектов механики обычно обосновывается онтологически, т. е. ссылкой на несущественность тех или иных свойств. Возможность разных способов обоснования Абстракция приводит к разным её пониманиям и определениям в логико-философской литературе: Абстракция определяют то как процесс мысленного отвлечения от несущественных сторон явлений, опираясь на её процедурные и онтологические аспекты и отвлекаясь от целевых, то как познание явлений со стороны их сущности, опираясь на целевые и онтологические аспекты, но отвлекаясь от процедурных.

  Наиболее простой формой Абстракция можно считать практическое замещение одного объекта другим. В этой форме Абстракция имеет место и у животных (в частности, на ней основано формирование условных рефлексов). У человека такое практическое замещение выражается и закрепляется в слове, и деятельности со знаками. В дальнейшем формируются представления о существенных и несущественных сторонах явлений и об отношениях зависимости. Вместе с тем происходит осознание специфики знаковых образований, их отношения к действительности, к целям и задачам человека. Такое осознание вполне четко видно уже у Аристотеля (см., например, «Метафизика», М. — Л., 1934, с. 129—30).

  Что же касается метода Абстракция, то он возникает на высоких ступенях развития познания. Поэтому следует отличать исторический процесс формирования тех продуктов познавательной деятельности, которые теперь характеризуются как Абстракция, от процесса абстрагирования в его современной форме. В первом случае абстрактность самих по себе продуктов познания вовсе не является результатом особой целенаправленной процедуры абстрагирования, она есть суммарный итог человеческой деятельности. В развитии науки в прошлом модели типа материальной точки или идеального газа обычно рассматривались как завершающий этап построения теоретической концепции, связанный с её обоснованием и выявлением границ применимости. В отличие от этого Абстракция как специальная процедура выделяется и кристаллизуется в познании только на основе специального теоретического построения. Опираясь на эту процедуру, современный исследователь часто с самого начала ставит задачу упрощения изучаемого явления и построения его абстрактной идеализированной модели; идеализация выступает здесь как исходный пункт в построении теории. При этом Абстракция как метод возникает в результате теоретического осознания характера протекания исторического процесса познания, рассматриваемого как процесс получения Абстракция

 

  Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Логика научного исследования, М., 1965; Розов М. Абстракция, Научная абстракция и ее виды, Новосибирск, 1965.

  М. Абстракция Розов.

Так же Вы можете узнать о...


Географические общества, национальные и международные общества, объединяющие географов-профессионалов и лиц, интересующихся географией.
Гроссо Альфонсо Гроссо (Grosso) Альфонсо (р. 1928, Севилья), испанский писатель.
Диспансер (франц. dispensaire), лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее выявление больных в ранней стадии заболеваний систематически организуемыми массовыми профилактическими и целевыми обследованиями населения; взятие на учёт нуждающихся в лечении; тщательное обследование и оказание квалифицированной и специальной лечебной помощи им; активное динамическое наблюдение (патронаж) за состоянием здоровья взятых на учёт; подробное изучение условий труда, быта больных и совместно с санитарно-эпидемиологическими станциями устранение факторов, вредно влияющих на здоровье взятых на диспансеризацию и окружающих их лиц — членов семьи, а также проживающих и работающих с ними (см.
Заманиха, эхинопанакс высокий (Echinopanax elatum), кустарник семейства аралиевых.
Иосан, вулкан на о. Хоккайдо в Японии.
Катеб Ясин Катеб (Kateb) Ясин (р. 6.8.1929, Константина), алжирский писатель.
Коммунистическая партия Румынии, см. в ст. Румынская коммунистическая партия.
Кубанго, Окаванго (Cubango, Okavango), река в Южной Африке (Ангола, Намибия, Ботсвана).
Линейный корабль, линкор, 1) в парусном военном флоте 17—1-й половине 19 вв.
Мартини Симоне Мартини (Martini) Симоне (около 1284, Сиена, — июль 1344, Авиньон, Франция), итальянский живописец.
Мойва (Mallotus villosus), морская рыба семейства корюшек.
Немецкий банк (Deutsche Bank), крупнейший банковский концерн ФРГ.
Опера-сериа (итал. opera seria — серьёзная опера), жанр итальянской оперы, сложившийся в конце 17 — начале 18 вв.
Перекись водорода, пероксид водорода, H2O2, простейший и важнейший представитель перекисей; прозрачная жидкость без цвета и запаха, с «металлическим» привкусом; tпл — 0,43 °С, легко переохлаждается без затвердевания; tкип 150,2 °С, плотность при 0 °С 1,47 г/см3.