Вермер Ян

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

Вермер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (крещён 31.10.1632, Делфт, — похоронен 15.12.1675, там же), голландский живописец. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних картинах («Диана с нимфами», Маурицхёйс, Гаага; «Христос у Марфы и Марии», Национальная галерея, Эдинбург) стремился соединить возвышенный строй образов с их близостью к натуре. Крупнофигурное полотно «У сводни» (1656, Картинная галерея, Дрезден) отмечено необычно монументальным воплощением ярко жизненной сцены, полной молодого задора и полнокровной чувственности; элементы тонального колорита Вермер Ян смело сочетает здесь с крупными звучными пятнами чистого цвета. Со 2-й половины 1650-х гг. Вермер Ян пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом серебристом свете интерьера городского дома («Девушка с письмом», Картинная галерея, Дрезден; «Солдат и смеющаяся женщина», собрание Фрик, Нью-Йорк; «Служанка с кувшином молока», Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сюжету, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены, разнообразию и богатству материального мира. Поэзия повседневной домашней жизни, единство человека с окружающей его средой выражены здесь с необычайной силой обобщения; классической ясностью и гармоничностью; острая выразительность пространственной композиции, живая вибрация света и воздуха, светозарность насыщенных чистых тонов, богатая игра нежнейших оттенков, рефлексов и бликов одухотворяют мир простых людей и бытовых предметов, сообщают ему внутреннюю значительность. В конце 1650-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи — проникновенная, необычайно тонкая по исполнению «Уличка» (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежестью и красотой «Вид Делфта» (Маурицхёйс). В 1660-х гг. творчество в. становится более созерцательным, изысканным, а живопись — более холодной, эмалевой, выдержанной в общем жемчужном тоне с яркими акцентами — синими и лимонно-жёлтыми; таковы «Девушка с жемчужиной» (Маурицхёйс), изображения уютных богато обставленных комнат, где нарядные дамы и кавалеры ведут галантную беседу, музицируют или рассматривают драгоценности («Бокал вина», «Дама, примеряющая ожерелье» — Картинная галерея, Берлин-Далем). В поздних картинах Вермер Ян аллегоризм, академические приёмы и пестрота локальных цветов отражают общий упадок голландской живописи. Содержательность и обаяние образов Вермер Ян сохранил, однако, в картинах 1660-х гг., посвящённых людям труда, искусства и науки и передающих самоуглублённость человека в минуты творчества («Кружевница», Лувр, Париж; «Мастерская художника», Художественно-исторический музей, Вена; «Географ», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).

«Вид Делфта». 1650-е гг. Маурицхёйс. Гаага. Вермер Ян.

«Вид Делфта». 1650-е гг. Маурицхёйс. Гаага.

<a target=Я. Вермер. «Спящая девушка». 1650-е гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Вермер Ян." alt="Я. Вермер. «Солдат и смеющаяся женщина». 1650-е гг. Собрание Фрик. Нью-Йорк."

Я. Вермер. «Спящая девушка». 1650-е гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Вермер Ян.

Я. Вермер. «Спящая девушка». 1650-е гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Я. Вермер. «Солдат и смеющаяся женщина». 1650-е гг. Собрание Фрик. Нью-Йорк.

Я. Вермер. «Мастерская художника». 1660-е гг. Художественно-исторический музей. Вена. Вермер Ян.

Я. Вермер. «Мастерская художника». 1660-е гг. Художественно-исторический музей. Вена.

«Географ». 1660-е гг. Штеделевский художественный институт. Франкфурт-на-Майне. Вермер Ян.

«Географ». 1660-е гг. Штеделевский художественный институт. Франкфурт-на-Майне.

Я. Вермер.«Служанка с кувшином молока». 1650-е гг. Государственный музей. Амстердам. Вермер Ян.

Я. Вермер.«Служанка с кувшином молока». 1650-е гг. Государственный музей. Амстердам.

Я. Вермер. «Уличка». 1650-е гг. Государственный музей. Амстердам. Вермер Ян.

Я. Вермер. «Уличка». 1650-е гг. Государственный музей. Амстердам.

«Девушка с жемчужиной». 1660-е гг. Маурицхёйс. Гаага. Вермер Ян.

«Девушка с жемчужиной». 1660-е гг. Маурицхёйс. Гаага.

 

«Женщина, взвешивающая жемчуг». 1660-е гг. Национальная галерея искусства. Вашингтон. Вермер Ян.

«Женщина, взвешивающая жемчуг». 1660-е гг. Национальная галерея искусства. Вашингтон.

  Лит.: Лазарев Вермер Ян Н., Ян Вермеер Делфтский, М., 1933; [Ротенберг Е.], Ян Вермеер Делфтский. Альбом репродукций, М., 1964; Vries A. B. de, Jan Vermeer van Delft, Basel, 1945; Swillens P. T. A., Johannes Vermeer, Utrecht—Brüssel, 1950; Bloch V., Tutta la pittura di Vermeer di Delft, Mil., 1954.

Так же Вы можете узнать о...


Русский музей в Ленинграде, крупнейший в СССР (наряду с Третьяковской галереей в Москве) музей русского искусства.
Сантандер (департамент в Колумбии) Сантандер (Santander), департамент на В. Колумбии, на правобережье р.
Секреция (от лат. secretio — отделение), выработка и выделение железистыми клетками секретов.
Символ (от греч. sýmbolon — знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.
Смирнов Анатолий Александрович [р. 24.10 (5.
Софронов Василий Яковлевич [18(30).1.1884, Петербург, — 10.
Статорецепторы (от греч. states— стоящий, неподвижный и рецепторы), специализированные чувствительные нервные окончания — рецепторы, реагирующие на изменение положения тела в пространстве.
Сулейман Мирза Искандери Мохсен Сулейман Мирза Искандери(1873 — декабрь 1943), деятель демократического движения в Иране.
Танака Гиити (6.3.1863, Хаги, — 29.9.1929, Токио), японский государственный и военный деятель, генерал, барон (1920).
Термоцепторы, то же, что терморецепторы.
Тордесильясский договор 1494, испано-португальское соглашение о разделе сфер колониальных захватов в Западном полушарии, заключённое 7 июня в г.
Туманян Ованес Тадевосович [7(19).2.1869, с.
Умбрийская школа, живописная школа в итальянском искусстве 13 – начала 16 вв.
Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова в Ленинграде (первоначально – Порцелиновая мануфактура, с 1765 – Императорский фарфоровый завод, с 1917 – Государственный фарфоровый завод), первый в России и один из старейших в Европе фарфоровых заводов, центр сов.
Флуорометр, прибор для измерения времени т затухания флуоресценции (времени ~ 10-8–10-9сек).
Фюсли Иоганн Генрих Фюсли (Fussli, Fusely) Иоганн Генрих (Генри) (6.
Хмель (Humulus), род многолетних и однолетних двудомных лиан семейства тутовых.