Владимиро-суздальская школа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЛА
ВЛЕ
ВЛЁ
ВЛИ
ВЛК
ВЛО
ВЛТ

Владимиро-Суздальская школа 12 — начала 13 вв., одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на С.-В. Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет В.-с. ш. был обусловлен усилением к середине 12 в. Владимиро-Суздальского княжества, а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для В.-с. ш. (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и западноевропейские мастера. Искусство В.-с. ш., призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов — союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.

Владимиро-суздальская школа. «Иоанн Предтеча». Фрагмент иконы «Деисус» (1-я треть 13 в., Третьяковская галерея, Москва). Владимиро-суздальская школа.

Владимиро-суздальская школа. «Иоанн Предтеча». Фрагмент иконы «Деисус» (1-я треть 13 в., Третьяковская галерея, Москва).

  Возросший опыт строительства мощных оборонительных сооружений позволял меньше, чем в 10—11 вв., считаться с естественной защищённостью местности при закладке новых городов-крепостей, размещать их более выигрышно в стратегическом и художественном отношениях (Переславль-Залесский и Юрьев-Польский, 1152; Дмитров, 1154; и др.), свободней решать задачи формирования архитектурного ансамбля, его связи с соседними ансамблями, с окружающей природой. Высшим достижением В.-с. ш. в градостроительстве стали ансамбли г. Владимира и княжеские резиденции Боголюбова (1158—65), гармонично слитой с пейзажем и зрительно связанной с монументом-храмом Покрова (1165, см. Покрова на Нерли церковь). Материалом для строительства служил мягкий известняк («белый камень»), хорошо поддающийся тщательной обработке и удобный для выполнения декоративной резьбы. Зодчие В.-с. ш. от подражания чётким и строгим формам построек, характерных для Киева начала12 в. (церковь в Кидекше, 1152), вскоре перешли к поискам более органичных для камня мягких и живописных архитектурных форм (Успенский собор во Владимире, 1158—1160, достроен в 1185—89), придав классически законченное выражение крестово-купольной композиции храма. Мастерское владение пропорциями, тонко развитое чувство массы и материала проявились в архитектуре стройного дворцового комплекса в Боголюбове, тянущейся ввысь, изящной и лёгкой церкви Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского собора во Владимире (1194—1197). С формами этих зданий согласован их резной декор, включенный в целостную систему архитектурно-пластические решения фасадов и идущий порой от образцов романского стиля (перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса, рельефные композиции). Но образы сюжетных рельефов не осложнены аллегорической символикой романского искусства. В них христианская иконография своеобразно сочетается с опоэтизированными анимистическими представлениями, бытовавшими в народной среде. В храмах начала 13 в. возрастает декоративное начало: на притворах применяются нарядные килевидные завершения (Рождественский собор в Суздале, 1222—25; Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230—34); резное убранство заполнило стены собора в Юрьеве-Польском, смягчая конструктивную ясность форм и отвечая народному пристрастию к узорочной изукрашенности. Присущие зодчеству В.-с. ш. в 12 в. изысканность и дух оптимистической светскости в известной мере отразились и в её живописи, более зависимой от церковного контроля. В росписях Дмитриевского собора во Владимире (около 1197), в отдельных сохранившихся иконах («Дмитрий Солунский» из Дмитрова, конец 12 — начало 13 вв., Третьяковская галерея) поражают просветлённая одухотворённость образов, пластическая выразительность, праздничная цветовая гамма. Выдающимся памятником декоративного искусства В.-с. ш. являются медные южные врата (1222—28) Рождественского собора в Суздале, на которых техникой золотой наводки выполнены сюжетные и орнаментальные композиции, отличающиеся необычайным богатством линейных ритмов.

Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Часть северной стены с рельефами. Владимиро-суздальская школа.

Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Часть северной стены с рельефами.

  Художественные достижения В.-с. ш. послужили в 14—15 вв. одним из главных источников для искусства Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского ига центром объединения русских земель.

Владимиро-суздальская школа. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197. Владимиро-суздальская школа.

Владимиро-суздальская школа. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197.

 

Владимиро-суздальская школа. «Лев». Рельеф на капители южного портала Рождественского собора в Суздале (1122—25). Владимиро-суздальская школа.

Владимиро-суздальская школа. «Лев». Рельеф на капители южного портала Рождественского собора в Суздале (1122—25).

  Лит.: Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков, т. 1—2, М., 1961—62; Вагнер Г. К., Мастера древнерусской скульптуры, М., 1966; Ростово-Суздальская школа живописи. [Каталог; вступ. ст. В. И. Антоновой], М., 1967.

Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Южный притвор. Владимиро-суздальская школа.

Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Южный притвор.

  И. М. Глозман.

Так же Вы можете узнать о...


Горошины (Pisidium), род пресноводных двустворчатых моллюсков семейства шаровок.
Кислотные красители, растворимые в воде красители анионного характера; преимущественно это антрахиноновые красители и азокрасители.
Морозов Лев Дмитриевич [19.2(3.3).1897, Новгород-Северский, — 17.
Радиоастрофизическая обсерватория Академии наук Латвийской ССР, научно-исследовательское астрономическое учреждение.
Трагедия (греч. tragōdia, буквально — козлиная песнь, от trаgos — козёл и odе — песнь), драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.
Яцунский Виктор Корнельевич [20.1(1.2).1893, Москва, — 13.
Ворожцов Николай Николаевич (мл.) Ворожцов Николай Николаевич [р. 24.5(6.6).1907, Томск], советский химик-органик, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1958).
Ипсиланти (Ypselantes), греческий аристократический род.
Мандинго языки, мандинго, совокупность диалектов бамбара, малинке, диула (группа манде-тан, см.
Подлесный, посёлок городского типа в Тульской области РСФСР, подчинён Донскому горсовету.
Судеты (польск, и чеш. Sudety, нем. Sudeten), горы в Западной Европе, на территории Польши, Чехословакии, ГДР.
Шпаклёвки, то же, что шпатлёвки.
Бушинский Владимир Петрович [2(14).3.1885, Екатеринослав, — 22.
«Жигули», название выпускаемого Волжским автомобильным заводом (г.
Левзея сафлоровидная, маралий корень, рапонтикум сафлоровидный (Rhaponticum carthamoides), многолетнее корневищное травянистое растение семейства сложноцветных.
Павда, посёлок городского типа в Новолялинском районе Свердловской области РСФСР.
Скребицкий Александр Ильич [2(14).5.1827 — сентябрь 1915], русский историк, врач-окулист.
Хусайне белый, Дамские пальчики, среднеазиатский столовый сорт винограда, среднего периода созревания.
Белив Александр Федорович [р. 15(28).3.1906, дер.