Возвышенное

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВОА
ВОБ
ВОВ
ВОГ
ВОД
ВОЕ
ВОЖ
ВОЗ
ВОИ
ВОЙ
ВОК
ВОЛ
ВОМ
ВОН
ВОО
ВОП
ВОР
ВОС
ВОТ
ВОХ
ВОЧ
ВОШ
ВОЩ
ВОЯ

Возвышенное, эстетическая категория, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения.

  Понятие о Возвышенное возникло на закате античности. Возвышенное характеризовало особый стиль ораторской речи (трактат Псевдо-Лонгина «О высоком», 1 в. н. э., рус. пер., 1826). Это значение термина сохранилось вплоть до эпохи Возрождения. В классицизме было развито учение о «высоком» и «низком» стилях литературы (Н. Буало, Ш. Ватте и др.). Как самостоятельное эстетическое понятие Возвышенное было впервые разработано в трактате Э. Бёрка  «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757). Бёрк связывает Возвышенное с присущим человеку чувством самосохранения и видит источник В. во всём том, что «... так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, т. е. всё, что так или иначе ужасно...» (цитата по книге: История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 103).

  И. Кант в «Критике способности суждения» (1790) дал систематический анализ противоположности между прекрасным и Возвышенное (см. Соч., т. 5, М., 1966, с. 249—88). Если прекрасное характеризуется определённой формой, ограничением, то сущность Возвышенное заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет его как физическое существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нём идеи разума, сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой. Вследствие этого нравственный характера Возвышенное, связи его с идеей свободы Кант ставит Возвышенное выше прекрасного. И. Ф. Шиллер, развивая эти идеи Канта («О возвышенном», 1792), говорит уже о Возвышенное не только в природе, но и в истории. В дальнейшем Шиллер преодолевает кантовское противопоставление прекрасного и Возвышенное, вводя объединяющее их понятие идеально прекрасного.

  В последующем развитии немецкой эстетики центр тяжести в понимании Возвышенное был перенесён с восприятия его на соотношение между идеей и формой, выражаемым и выражением. Ж. П. Рихтер определял Возвышенное как бесконечность, взятую применительно к чувственному предмету («Vorschule der Ästhetik», Hamb., 1804). Ф. Возвышенное Шеллинг — как воплощение бесконечного в конечном. Возвышенное для К. Зольгера есть идея, которая не выявилась полностью и только ещё «должна раскрыться» (см. «Vorlesungen über Aesthetik», Lpz., 1829, S. 242—43), для Гегеля — несоразмерность между единичным явлением и выражаемой им бесконечной идеей.

  Марксистская эстетика не противопоставляет Возвышенное прекрасному и рассматривает Возвышенное в тесной связи с героизмом, с пафосом борьбы и творческой деятельности масс. Возвышенное неотделимо от идеи величия и достоинства человека, и в этом ему родственно трагическое, которое представляет собой своеобразную форму возвышенно-патетического.

 

  Лит.: Чернышевский Н. Г., Возвышенное и комическое, в кн.: Избр. философские сочинения, т. 1, М., 1950, с. 252—299; Борев Ю. Б., Категории эстетики, М., 1959, гл. 2; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1, Л., 1963, с. 69—88; Seidl A., Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889; Hipple W. J., The beautiful, the sublime, the picturesque in eightteenth century British aesthetic theory, Carbondale (Ill.), 1957; Monk S. H., The sublime..., [2 ed.], Ann Arbor, 1960.

  Возвышенное Возвышенное Зубов.

Так же Вы можете узнать о...


Республиканская партия

США (Republican Party, US), одна из двух (наряду с Демократической партией) главных партий монополистической буржуазии США.
Фризе-Грин Уильям Фризе-Грин (Friese-Greene) Уильям (7.9.1855, Бристоль, — 5.
Бирюков Николай Зотович [1(14).2.1912, Орехово-Зуево, — 31.
Заусенец (заусеница) в металлообработке, выступ на поверхности обрабатываемого изделия, получающийся в результате выдавливания материала в зазор по разъёму инструмента (штампа, пары прокатных валков и т.
Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone — большая маска), маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного.
«Радиотехника и электроника», ежемесячный научный журнал, орган АН СССР.
Фибоначчи (Fibonacci), итальянский математик 13 в.
Безработица, явление, присущее капиталистическому общественному строю, когда часть трудящихся не может найти себе работу, становясь «излишним» населением, резервной армией труда.
Ессентуки, город в Ставропольском крае РСФСР, курорт, входящий в группу Кавказских Минеральных Вод.
Мадагаскар (Madagascar), остров в Индийском океане, примерно в 400 км к востоку от Африки.
Пронаос (греч. pronaos — преддверие храма), помещение в античном храме, располагавшееся перед наосом.
Уравнение состояния, связывает давление р, объём V и температуру Т физически однородной системы в состоянии равновесия термодинамического: f (p, V, Т) = 0.
Багульник (Ledum), род вечнозелёных низкорослых кустарников семейства вересковых.
Драгоман (франц. dragoman, от араб. тарджуман — переводчик), переводчик при дипломатических представительствах и консульствах стран Востока.
Луг, биогеоценоз, растительный компонент которого образован преимущественно многолетними мезофильными (приспособленными к условиям среднего увлажнения) травами, растущими в течение всего вегетационного периода (без летнего перерыва, характерного для степных растений).
Приключенческая литература, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактический и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное значение.
Умео (Urnea), город на С. Швеции, на берегу Ботнического залива, в устье р.
Базардюзю, вершина Водораздельного хребта Большого Кавказа на границе Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР.
Древнепермская письменность, письменность, созданная в 14 в.