Кант Иммануил

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

И. Кант. Кант Иммануил.

И. Кант.

Кант (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград, — 12.2.1804, там же), немецкий философ и учёный, родоначальник нем. классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончил университет (1745) и был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96 профессором университета. В философском развитии Кант Иммануил различают два периода — «докритический» (до 1770) и «критический». В так называемый «докритический» период Кант Иммануил признаёт возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе («метафизики», согласно принятой тогда терминологии); в т. н. «критический» период — отрицает способность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей.

  В «докритический» период («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) Кант Иммануил разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т. е. из огромного облака диффузного вещества (см. Канта гипотеза). Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория Кант Иммануил «... была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени» (Маркс Кант Иммануил и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 56). В то же время Кант Иммануил высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление — в результате приливного трения — суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя. В биологии Кант Иммануил наметил идею генеалогической классификации животного мира, в исследованиях по антропологии выдвинул идею естественного развития человеческих рас. Параллельно с этими естественнонаучными работами Кант Иммануил написал в «докритический» период ряд философских работ. В них он наметил — под влиянием эмпиризма и скептицизма английского философа Д. Юмаразличие между основанием реальным и логическим, осмеял увлечение некоторых своих современников так называемым «духовидением» и др.

  Диссертация «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770) явилась началом перехода к воззрениям «критического» периода, главными произведениями которого стали «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Основу всех трёх «Критик» составляет учение Кант Иммануил о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, — «вещах в себе». Познание наше начинается, по Кант Иммануил, с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант Иммануил — материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант Иммануил — идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания «о вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию «вещей в себе».

  В логике Кант Иммануил проводил различие между обычной, или общей, логикой, которая исследует формы мысли, отвлекаясь от вопросов об их предметном содержании, и логикой трансцендентальной, которая исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный, всеобщий и необходимый характер. Основной для него вопрос — об источниках и границах знания — Кант Иммануил формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических (т. е. дающих новое знание) суждений в каждом из трёх главных видов знания — математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истинно-сущего). Решение этих трёх вопросов «Критики чистого разума» Кант Иммануил приурочивает к исследованию трёх основных способностей познания — чувственности, рассудка и разума.

  В основе математики лежат созерцания пространства и времени. Формы их перестают у Кант Иммануил быть формами существования самих вещей и становятся только априорными формами чувственности. В основе этих созерцаний лежат «чистые», т. е. не зависящие от опыта и предшествующие ему (априорные), формы пространства и времени, что и обусловливает всеобщность и необходимость математических истин.

  В теоретическом естествознании условием возможности априорных синтетических суждений являются 12 категорий (например, единство, множество, цельность, реальность, отрицание и т. д.), которые в качестве «чистых» понятий априорны. Но чтобы возникло подлинное знание, необходимо соединение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка, высшим условием которого является единство нашего сознания. Поскольку всеобщие и необходимые законы опыта принадлежат не самой природе, а только рассудку, который вкладывает их в природу, постольку естествознание, по Кант Иммануил, само строит свой предмет — со стороны его логической формы.

  Рассмотрение вопроса о возможности синтетических суждений в «метафизике» Кант Иммануил приурочивает к исследованию разума, порождающего «идеи», т. е. понятия о безусловной целостности, или единстве, обусловленных явлений (понятия о душе, мире и боге). Кант Иммануил пришёл к выводу, что все три умозрительные науки традиционной философии, рассматривавшей эти идеи, — «рациональная психология», «рациональная космология» и «рациональная теология» — науки мнимые. Понимая, что его критика стремится ограничить компетенцию разума, Кант Иммануил полагал, будто то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. Т. к. бог не может быть найден в опыте, не принадлежит к миру явлений, то, по Кант Иммануил, невозможно ни доказательство его существования, ни его опровержение. Религия становится предметом веры, а не науки или теоретической философии. Верить в бога, по Кант Иммануил, не только возможно, но и необходимо, т. к. без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни.

  Большую роль в развитии философии после Кант Иммануил сыграла кантовская критика рациональной космологии. По Кант Иммануил, притязания последней с необходимостью ведут к возникновению в разуме антиномий — противоречащих друг другу и в то же время одинаково доказуемых ответов на исследуемые ею вопросы: мир и конечен — и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) — и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные — и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно. Таким образом, разум по самой своей природе антиномичен и диалектичен. Однако эта диалектика космологических положений остаётся, по Кант Иммануил, только субъективной, не выражает противоречивости самих вещей и не нарушает логического запрета противоречивости. Все противоречия космологической «диалектики» падают, как только падает лежащее в их основе ложное, по Кант Иммануил, допущение, будто мир как безусловное целое может быть предметом разумного теоретического познания.

  На основе результатов критики теоретического разума Кант Иммануил построил свою этику. Исходной её предпосылкой оказалось сложившееся у Кант Иммануил под влиянием французского философа Ж. Ж. Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основным законом этики Кант Иммануил провозгласил внутреннее повеление (категорический императив), требующее руководствоваться чисто формальным правилом: поступать всегда согласно принципу, который мог бы стать и всеобщим законом (др. формулировка: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству — в своём лице и лице другого — как к цели, а не только как к средству).

  В эстетике Кант Иммануил сводит прекрасное к «незаинтересованному» удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произведениях искусства, и обусловленному только его формой. Впрочем, провести вполне последовательно свой формализм Кант Иммануил не смог: в этике — вразрез с формальным характером «категорического императива» Кант Иммануил выдвинул принцип самоценности каждой личности; в эстетике — вразрез с формализмом в понимании прекрасного — объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала.

  Прогрессивным было учение Кант Иммануил о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества. Только через действие сил, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по Кант Иммануил, достижение величайшей задачи человеческого рода — всеобщего правового гражданского состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми государствами. Средством к установлению и сохранению мира Кант Иммануил считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств.

  Изобилующее противоречиями учение Кант Иммануил оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. Своим учением об антиномиях разума Кант Иммануил сыграл выдающуюся роль в развитии диалектики. Кант Иммануил критиковали и пытались на него опереться философы самых различных направлений. Возникшее в 60-х гг. 19 в. неокантианство стремилось разработать на основе идей Кант Иммануил систему идеализма (см. также Марбургская школа). Двойственный характер философии Кант Иммануил, допускающий её критику «справа» и «слева» (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 202—14), отмечали классики марксизма-ленинизма, высоко оценивая её положительные стороны и критикуя её субъективно-идеалистические и агностические тенденции. Кант Иммануил Маркс охарактеризовал философию Кант Иммануил по её общественному содержанию как немецкую теорию французской буржуазной революции (см. Кант Иммануил Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 184).

 

  Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1—23, В., 1910—55; Briefe, G5tt., 1970; в рус. пер. — Соч., т. 1—6, М., 1963—66.

 

  Лит.: Маркс Кант Иммануил и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18 (см. Указат. имён); Деборин А. М., Диалектика у Канта, в кн.: Архив Кант Иммануил Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, М., 1924; Асмус В. Ф., Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930; его же, Философия И. Канта, М., 1957; Карапетян А., Критический анализ философии Канта, Ер., 1958; Галанза П. Н., Учение И. Канта о государстве и праве, М., 1960; Шашкевич П. Д., Теория познания И. Канта, М., 1960; Попов С. И., Кант и кантианство, М., 1961; Паульсен Ф., Кант, его жизнь и учение, 2 изд., СПБ, 1905; Фишер Кант Иммануил, История новой философии, т. 4—5, СПБ, 1906—10; Renouvier C. B., Critique de la doctrine de Kant, P., 1906; Caird E., The critical philosophy of 1. Kant, 2ed., v. 1—2, L., 1909; Cohen Н., Kants Begründung der Ethik..., 2 Aufl., B., 1910; его же, Kants Theorie der Erfahrung, 4 Aufl., B., 1925; Simmel G., Kant, 5 Aufl., Münch., 1921; Cassirer E., Kants Leben und Lehre, B., 1921; Reininger R., Kant. Seine Anhänger und seine Gegner, Münch., 1923; Vorlander K., L Kant, Bd 1—2, Lpz., 1924; Riehl A., Der philosophische Kritizismus, Bd 1—3, Lpz., 1924—26; Wundt М., Kant als Metaphysiker, Stuttg., 1924; Rickert H., Kant als Philosoph der modernen Kultur, Tübingen, 1924; Adickes E., Kant als Naturforscher, Bd 1—2, B., 1924—25; Heidegger М., Kant und das Problem der Metaphysik, Bonn, 1929; Vieeschauwer H. J. d e, L'évolution de la pensée Kantienne, P., 1939; Ritzel W., Studien zum Wandel der Kant-Auffassungen, Meinsenheim/Glan, 1952; Kroner R., Von Kant bis Hegel, Bd 1—2, Tübingen, 1961; Bohatec J., Die Religionsphilosophie Kants..., Hildesheim, 1966; Heimsoeth H., Transzendentale Dialektik, Bd 1—4, B., 1966—71; Martin G., Immanuel Kant, 4 Aufl., B., 1969; «Kant-Studien», Bd 1—61—, 1896—70—.

  Комментарии и словари к соч. Кант Иммануил: Eisler R., Kant-Lexikon, Hildesheim, 1961; Vaihinger H., Kommentar zu 1. Kants Kritik der reinen Vernunft, 2 Aufl., Bd 1—2, Stuttg., 1922; Cohen H., Kommentar zu 1. Kants Kritik der reinen Vernunft, 4 Aufl., Lpz., 1925; Ratke H., Systematisches Handlexikon zu Kants Kritik der reinen Vernunft, 2 Aufl., Hamb., 1965.

  В. Ф. Асмус.

Так же Вы можете узнать о...


Таран (горн.) Таран угольный, металлическая болванка массой 1—2 т с неподвижно закрепленными резцами, предназначенная для разрушения угля при её быстром перемещении вдоль лавы и принудительном прижатии к забою.
Тесла (единица магнитной индукции) Тесла, единица магнитной индукции Международной системы единиц, равная магнитной индукции, при которой магнитный поток сквозь поперечное сечение площадью 1 м2 равен 1 веберу.
Торчин, посёлок городского типа в Луцком районе Волынской области УССР, в 24 км от железнодорожной станции Луцк (на линии Киверцы — Сапежанка).
Турбовоз, автономный локомотив, первичным двигателем которого служит турбина.
Унитарное преобразование, линейное преобразование x’i = ui1x1 + ui2x2 +.
Федералисты (англ. federalists), политическая партия в США в начале 1790-х гг.
Фолос, круглая в плане гробница, храм; см. Толос.
Хай-Пойнт (High Point), город в США, в штате Северная Каролина.
Хозяйственного роста теории, см. Экономического роста теории.
Церера (мифологич.) Церера, в древнеримской мифологии богиня земледелия и плодородия.
Черского хребет (в Якутской АССР и Магаданской обл.) Черского хребет, цепи Черского, горная система на северо-востоке СССР, в Якутской АССР и Магаданской области РСФСР.
Шахруд, город на С. Ирана, в главном губернаторстве Семнан, у юго-восточного подножия Эльбурса, на ж.