Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШИА
ШИБ
ШИВ
ШИГ
ШИД
ШИЕ
ШИЗ
ШИИ
ШИК
ШИЛ
ШИМ
ШИН
ШИО
ШИП
ШИР
ШИС
ШИТ
ШИФ
ШИХ
ШИЦ
ШИЧ
ШИШ
ШИЯ

Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, — 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (т. н. Карпова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством У. Шекспира, Лессинга, произв. поэтов «Бури и натиска». На формирование общественно-политических взглядов Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. По окончании академии (1780) был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия «Разбойники» (изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феод. порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произв. В Штутгарте Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих выпустил поэтическую «Антологию на 1782 год», большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь»), затем в Мангейме. В 1785 переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.

<a target=Ф. Шиллер. Портрет работы А. Графа. Ок. 1793. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих." alt="Ф. Шиллер. «Разбойники». Обложка 2-го издания. 1782."

Ф. Шиллер. Портрет работы А. Графа. Ок. 1793. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих.

Ф. Шиллер. Портрет работы А. Графа. Ок. 1793.

Ф. Шиллер. «Разбойники». Обложка 2-го издания. 1782.

  Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих поднял движение «Бури и натиска» на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение «Коварства и любви» (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, нем. политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени — между бесправным народом и правящей аристократией. Эта «мещанская трагедия» (так Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих в духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих на историческом материале. В 1783—87 Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих работал над драмой «Дон Карлос» (из испанской истории 16 в.). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя — «гражданина вселенной» — маркиза Позы. В окончательном варианте Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих теоретическое обоснование и поэтическое воплощение.

  С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих, обещанная уже «Доном Карлосом». Пересматривая прежний опыт и художественные принципы «Бури и натиска», Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 он начал редактировать серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», написал «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1-й т.), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 при содействии И. В. Гёте с которым Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих познакомился в 1788, занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают». В 1793 опубликовал «Историю Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах «О трагическом искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—96) и др.

  Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 Конвент присвоил ему звание «почётного гражданина Французской республики»), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что «путь к свободе ведёт только через красоту» и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойдённых образцов (т. н. «веймарский классицизм»). Это отразилось и в лирике конца 80—90-х гг. («К радости», «Боги Греции», «Художники» и др.).

  Сближение с Гёте составило, по признанию Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих, «целую эпоху в его развитии». В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм «Ксении» («подарки гостям» — греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих В 1795—98 он редактирует журнал «Ди Орен» («Die Horen»), в состязании с Гёте пишет баллады «Водолаз» (в пер. В. А. Жуковского «Кубок»), «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. В «Песне о колоколе» (1799) Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих, пришедшего к заключению о коренных различиях древней, «наивной», объективной поэзии, и современной — «сентиментальной», субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным.

  Гл. коллизией зрелого творчества Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стих. «Идеал и жизнь», 1795). Поздние трагедии Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью. Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих вынашивал замысел трагедии «Валленштейн» (опубл. в 1800), в процессе создания выросшей в трилогию: «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798), «Пикколомини» (пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799) — из эпохи Тридцатилетней войны 1618—48. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В «Марии Стюарт» (1801) на сюжет из истории Англии 16 в. важнейшая политическая проблема современной Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих Европы — взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства — приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии гл. героинь. В «романтической трагедии» «Орлеанская дева» (1801) Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих прославил французскую народную героиню Жанну д’Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма «Мессинская невеста» (1803) — оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. «Вильгельм Телль» (1804) — драма о легендарном швейцарском народном герое, в ней Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих пришёл к оправданию, хотя и не во всём последовательному, революционного действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих работал над трагедией «Димитрий» из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу.

И. Ф. Шиллер. «Валленштейн». Илл. В. М. Канашевича. 1930—31. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих.

И. Ф. Шиллер. «Валленштейн». Илл. В. М. Канашевича. 1930—31.

  Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих создал особый тип драмы — драмы открыто декламируемой идейности, воплощённой в поэтических формах, и традиции её в той или иной степени сказались в драматургии «Молодой Германии» (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 в. — в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих стал известен ещё в 90-е гг. 18 в., в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского (его переводы стали классическими), А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой; романы Ф. М. Достоевского содержат прямые отклики на произведения Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих Популярность Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих в России особенно возросла в период Революции 1905—07 и после Великой Октябрьской революции 1917, его пьесы прочно держатся в репертуаре советских театров. Творчество великого гуманиста, глашатая идеалов свободы и всемирного братства глубоко изучается и пропагандируется в ГДР (Национальный музей немецкой классической литературы в Веймаре); значителен вклад советских исследователей в освоение шиллеровского наследия.

 

  Соч.: Briefe, hrsg. von F. Jonas, Bd 1—7, Stuttg., 1892—96; Sämtliche Werke. Säkularausgabe, hrsg. von E. Hellen, Bd 1—16, Stuttg., 1904—05; Werke. Nationalausgabe, begr. von J. Petersen, Bd 1—42—, Weimar, 1943 (изд. продолжается); в рус. пер.— Собр. соч., т. 1—7, М., 1955—57.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967 (см. Указатель имён); Шиллер Ф. П., Ф. Шиллер. Жизнь и творчество, М., 1955; Лозинская Л., Ф. Шиллер, М., 1960; Берковский Н. Я., Театр Шиллера, в его кн.: Статьи о литературе, М.— Л., 1962; Асмус В. Ф., Шиллер как философ и эстетик, в его кн.: Немецкая эстетика XVIII в., М., 1962; Данилевский Р. Ю., Шиллер в русской лирике 1820— 1830-x годов, «Русская литература», 1976, №4; Вильмонт Н., Достоевский и Шиллер, в его кн.: Великие спутники, М., 1966; Фр. Шиллер. Статьи и материалы, М., 1966; Schiller. Reden, im Gedenkjahr. 1955, Stuttg., 1955—61; Schiller in unserer Zeit, Weimar, 1955; Buchwald R., Schiller. Leben undWerk, 4 Aufl., Wiesbaden, 1959; Piana Th., F. Schiller. Bild-Urkunden zu seinem Leben und Schaffen, Weimar, 1957; Fambach O., Schiller und sein Kreis in der Kritik ihrer Zeit, B., 1957; Wiese B., Fr. Schiller, Stuttg., 1959; Abusch A., Schiller. Große und Tragik eines deutschen Genius, 3 Aufl., B., 1962; Storz G., Der Dichter Fr. Schiller, 3 Aufl., Stuttg., 1963; Kostka E. K., Schiller in Russian Literature, Phil., 1965; Staiger E., Fr. Schiller, Z., 1967; Harder Н. B., Schiller in Rußland, Materialien zu einer Wirkungsgeschichte. 1789—1814, Bad Homburg, 1969; Borchmeyer D., Tragödie und Öffentlichkeit. Schillers Dramaturgie im Zusammenhang seiner Östhetischpolitischen Theorie und die rhetorische Tradition, Münch., 1973; Vulpius W., Schiller-Bibliographie, 1893—1963, Bd 1—2, Weimar, 1959.

  З. Е. Либинзон.

 

Так же Вы можете узнать о...


Протозоеа (от прото... и греч. zoe — жизнь), одна из личиночных стадий развития десятиногих ракообразных, большинство из которых проходит эту стадию в яйце; свободноплавающая П.
Ткани художественные, ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства.
Ядро атомное Ядроатомное, центральная массивная часть атома, вокруг которой по квантовым орбитам обращаются электроны.
«Волна», ежедневная легальная большевистская газета, издавалась в Петербурге с 26 апреля (9 мая) по 24 мая (6 июня) 1906.
Иозефинизм (Josephinismus), термин, под которым в исторической литературе понимается политика в отношении католической церкви, проводившаяся в некоторых католических государствах Европы в конце 18 в.
Маннинен Ильмари Юстус Андреас Маннинен (Manninen) Ильмари Юстус Андреас (2.
Покхара, город в Западном Непале, у озера Пхеватал, к югу от хребта Аннапурна.
Сухожильный рефлекс, рефлекторное сокращение скелетной мышцы или их групп в ответ на раздражение проприорецепторов сухожилия одной из этих мышц.
Эвбея (Éuboia), остров в Эгейском море, у побережья Балканского полуострова, с которым соединён мостом.
Варинг Эдуард Варинг, Уэринг (Waring) Эдуард (1734, Олд-Хит, близ Шрусбери, — 15.
Защитный контейнер, устройство для временного хранения или транспортировки радиоактивных веществ, обеспечивающее безопасность обслуживающего персонала в пределах принятых норм.
Линицкая Любовь Павловна Линицкая (по мужу — Загорская) Любовь Павловна (27.
Пекинский франко-китайский договор 1860, договор (конвенция), навязанный Францией Китаю после поражения последнего в англо-франко-китайской войне 1856—60, подписан в Пекине 25 октября.
Социал-демократическая партия Финляндии (СДПФ; Suomen Sosialidemokraattinen Puolue), основана на съезде в г.
Четырёхзубы, скалозубовые, иглобрюхи (Tetraodontidae), семейство рыб отряда сростночелюстных.
Болометр (от греч. bolē — бросок; луч и .
Драйден Джон Драйден (Dryden) Джон (7.8.1631, Олдуинкл, графство Нортхемптоншир, — 1.
Купер Леон Купер (Cooper) Леон (родился 28.2.1930, Нью-Йорк), американский физик-теоретик.