Воздушный транспорт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВОА
ВОБ
ВОВ
ВОГ
ВОД
ВОЕ
ВОЖ
ВОЗ
ВОИ
ВОЙ
ВОК
ВОЛ
ВОМ
ВОН
ВОО
ВОП
ВОР
ВОС
ВОТ
ВОХ
ВОЧ
ВОШ
ВОЩ
ВОЯ

Воздушный транспорт, один из видов транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов воздушным путём. Главное его преимущество — обеспечение значительной экономии времени за счёт высокой скорости полёта. Воздушный транспорт возник в государствах Европы и Америки после 1-й мировой войны 1914—18. Во Франции и Германии, например, как вид транспорта стал развиваться с 1920—21. В СССР первая воздушная линия открыта в 1923 [Москва — Нижний Новгород (ныне г. Горький)]. В 1970 Воздушный транспорт СССР связывал более 3500 городов и населённых пунктов. Одна из таких линий (Москва — ХабаровскВладивосток) вместе с ответвлениями охватывает районы Урала, Западной и Восточной Сибири, Крайнего Севера, Якутской АССР, Дальнего Востока (включая Курильские острова, о. Сахалин и Камчатку). Подобные магистрали, идущие от Москвы и некоторых других центров страны во всех направлениях, так называемые союзные авиалинии, связаны между собой. Кроме союзных, в СССР действует свыше 2 тыс. так называемых местных авиалиний (см. Воздушная линия). Ежегодно открывается 30—40 новых линий. Москва — один из крупнейших международных узлов, прямыми авиалиниями связана почти с 200 городами. Крупными узлами Воздушный транспорт являются столицы союзных республик, а также Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Омск и многие др. Общая сеть внутренних воздушных линий СССР в 1940 составляла 144 тыс. км, в 1950 — 300 тыс., в 1960 — 360 тыс., а к 1970 она составила около 600 тыс. км. По этим линиям гражданской авиацией СССР (Аэрофлотом) в 1940 было перевезено 400 тыс. чел., в 1950 — 1,6 млн. чел., в 1960 — 16 млн., в 1969 — 68 млн. чел. Аэрофлот стал крупнейшей авиакомпанией мира. Увеличились число и протяжённость международных воздушных линий. В 1958 транспортные самолёты СССР совершали полёты в 16, а в 1970 в 60 стран Европы, Азии, Африки, Америки. Основной международный порт Воздушный транспорт СССР — Шереметьевский аэропорт Москвы; международные авиаперевозки осуществляют Ленинградский, Киевский, Иркутский, Одесский, Ташкентский, Хабаровский и другие аэропорты.

  Развитие Воздушный транспорт в СССР ускорилось со 2-й половины 50-х гг. благодаря использованию многоместных реактивных самолётов Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. С созданием реактивных самолётов Ту-124 и Ан-24 (2-я половина 60-х гг.) началась замена поршневых машин (Ил-12, Ил-14, Ан-2) и на местных авиалиниях. К 1969 Воздушный транспорт на союзных и местных воздушных линиях по пассажирообороту (а также в международном сообщении) занял 2-е место (после железной дороги), а на отдельных направлениях (в том числе Дальний Восток, Средняя Азия, Север) становится основным. Воздушный транспорт пополнился (1969—70) новыми самолётами Ил-62, Ту-134, Ту-154 для эксплуатации на союзных и международных авиалиниях; Як-40 и Бе-30 на местных воздушных линиях. В дополнение к пассажирским вертолётам Ми-4, Ми-6 появились машины с реактивной тягой — Ми-8, Ми-10 и др. С 70-х гг. входят в эксплуатацию пассажирские самолёты типа Ту-144, имеющие сверхзвуковую скорость до 2500 км/ч при наличии на борту 120 и более кресел. В управление движением самолётов, в коммерческую и техническую деятельность предприятий, агентств, аэропортов широко внедряются автоматика и счётно-решающая техника. Объём перевозочной работы Воздушный транспорт СССР составлял в 1965 20%, а в 1969 более 25% мировых авиаперевозок. Доля Воздушный транспорт СССР в грузообороте страны сравнительно невелика (в 1969 — 0, 055%, или 1,95 млрд. т·км). Но в общем пассажирообороте СССР на долю Воздушный транспорт приходилось около 14% (1969), против 10% (1965). В 1971—75 перевозки пассажиров Воздушный транспорт возрастут примерно на 70%, что приведёт к дальнейшему повышению его удельного веса в общем пассажирообороте страны.

  В ноябре 1970 СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). Сотрудничает с авиакомпаниями и обществами социалистических стран: болгарской «ТАБСО», венгерской «МАЛЕВ», польской «ЛОТ», чешской «ЧСА» и др. Социалистические и некоторые другие страны Европы эксплуатируют советские самолёты Ил-18, Ан-24, Ту-134 и др.

  В капиталистических странах Воздушный транспорт представлен смешанными государственно-частными, а также частновладельческими компаниями, конкурирующими между собой и с компаниями других видов транспорта. Воздушный транспорт США находится в руках 12 основных авиакомпаний, тесно связанных с крупнейшими промышленными монополиями и банками. Ведущие авиакомпании США, Великобритании, Франции и других стран эксплуатируют преимущественно международные авиалинии. В Великобритании решающее значение имеют 2 связанные между собой авиакомпании — «Бритиш оверсиз эруэйс» (Британские заморские авиалинии — «БОАК») и «Бритиш юропиен эруэйс» (Британские европейские авиалинии — «БЕА»). «БЕА» выполняет рейсы в 27 европейских стран; «БОАК» осуществляет воздушную связь со странами других континентов. Во Франции ведущая авиакомпания по международным авиаперевозкам — «Эр Франс», в Нидерландах — «КЛМ», в Бельгии — «САБЕНА», в ФРГ — «Люфтганза», в Италии — «Алиталия», в Канаде — «Эр Канада», в Индии — «Эр Индия». Наиболее крупной в капиталистическом мире по международным авиаперевозкам является государственная авиакомпания «Панамерикан эрлайнс» (США). Входящие в ИКАО 119 государств (без СССР) перевезли (1969) на регулярных воздушных линиях 290 млн. пассажиров, в том числе авиакомпании США — 160,8 млн. чел., Великобритании — 15,0, Японии — 12,1, Франции — 8,1, Италии — 5,8 млн. чел. Воздушный транспорт используется капиталистическими странами как средство давления на развивающиеся страны. Лидером в борьбе за господство в мировом капиталистическом Воздушный транспорт являются авиакомпании США.

 

  Лит.: Гражданская авиация СССР. 1917—1967, М., 1968.

  В. Н. Шапошников.

Так же Вы можете узнать о...


Дизфуль, город на юго-западе Ирана, на р. Диз (бассейн р.
Кабилы (от араб. кабила — племя), берберский народ (см.
Крабб (деталь архит. декора) Крабб (от нем. Krabbe), декоративная деталь в виде стилизованных листьев или цветов на щипцах, вимпергах и др.
Марков Павел Александрович [родился 10(22).3.
Новгородское восстание 1650, одно из городских восстаний середины 17 в.
Подотчётные суммы, суммы, выдаваемые штатным работникам предприятий и организаций на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки.
Сабля-рыба (Trichiurus japonicus), рыба семейства волосохвостов.
Стронгилоидоз, заболевание человека из группы гельминтозов, вызываемое кишечной угрицей (Strongyloides stercoralis).
Фарафангана (Farafangana), город на юго-востоке Мадагаскара, в провинции Фианаранцуа.
Шелюга, кустарник или деревце из рода ива; то же, что краснотал.
Амурского бассейна речные порты, основные воднотранспортные центры, организующие перевозки грузов и пассажиров по р.
Брачный контракт, в праве некоторых зарубежных государств (Франции, Италии, ФРГ и др.
Географические открытия, нахождение новых географических объектов или географических закономерностей.