Гирокомпас

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГИА
ГИБ
ГИГ
ГИД
ГИЕ
ГИЖ
ГИЗ
ГИЙ
ГИК
ГИЛ
ГИМ
ГИН
ГИО
ГИП
ГИР
ГИС
ГИТ
ГИФ
ГИЧ
ГИЯ

Гирокомпас, механический указатель направления истинного (географического) меридиана, предназначенный для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления. Преимущества Гирокомпас по сравнению с магнитным компасом состоят в том, что он указывает направление географического (а не магнитного) меридиана, что на его показания существенно меньше, чем на магнитный компас, влияют перемещающиеся металлические массы (железо, сталь) и электромагнитные поля и что его точность в условиях маневрирования и колебаний объекта значительно выше. Принцип действия Гирокомпас основан на использовании свойств гироскопа и суточного вращения Земли; его идея была предложена французским учёным Л. Фуко.

  Гирокомпас Фуко представляет собой двухстепенной астатический гироскоп, ось которого перемещается в плоскости горизонта и благодаря возникающему из-за вращения Земли гироскопическому моменту стремится совместиться с плоскостью меридиана. Гирокомпас Фуко не нашёл применения на подвижных объектах, подверженных колебаниям, но его идея была использована при разработке некоторых образцов наземных Гирокомпас

  На подвижных объектах широко применяются однои двухроторные Гирокомпас, основанные на использовании трёхстепенных гироскопов.

  В однороторном мореходном Гирокомпас используется трёхстепенной гироскоп, центр тяжести которого смещен в его экваториальной плоскости ниже точки подвеса, т. е. позиционный гироскоп. В зависимости от способа создания маятникового эффекта различают Гирокомпас с маятником, Гирокомпас с ртутными сосудами, Гирокомпас с косвенной коррекцией. В Гирокомпас с маятником (рис. 1) ротор 1 заключён в гирокамеру 2, к нижней части которой подвешен груз 3. Гирокамера установлена в наружном кардановом кольце (на рис. не показано), ось вращения которого расположена вертикально. Когда ось АВ ротора не находится в плоскости меридиана (отклонена на Восток или на Запад), она, стремясь в соответствии со свойствами трёхстепенного гироскопа сохранять своё направление по отношению к звёздам, будет вследствие вращения Земли отклоняться от плоскости горизонта (например, её конец В, если он отклонен к Востоку, будет приподниматься, как бы следя за восхождением звёзд). Вместе с осью AB будет отклоняться и гирокамера 2 с грузом 3 относительно плоскости горизонта. В результате относительно точки подвеса возникнет момент силы тяжести, который вызовет прецессионное движение оси АВ к плоскости меридиана. В своём движении ось АВ «проскочит» плоскость меридиана и тогда под действием момента силы тяжести она начнёт прецессировать в обратном направлении и т.д. После погашения этих А колебаний специальным демпфером ось АВ устанавливается в плоскости меридиана.

Рис. 1. Принципиальная схема чувствительного элемента однороторного гирокомпаса с маятником: 1 — ротор; 2 — гирокамера; 3 — груз. Гирокомпас.

Рис. 1. Принципиальная схема чувствительного элемента однороторного гирокомпаса с маятником: 1 — ротор; 2 — гирокамера; 3 — груз.

  В Гирокомпас с ртутными сосудами (рис. 2) ротор 1 и гирокамера 2 отбалансированы так, что их общий центр тяжести совмещен с точкой подвеса. С гирокамерой связана система сообщающихся сосудов 3, частично заполненных ртутью. К правому сосуду прикреплена т. н. лапа 5, связывающая сосуды с гирокамерой. При отклонении оси гироскопа от плоскости горизонта избыток ртути в одном из сосудов обусловливает приложение к гироскопу момента силы тяжести, аналогичного соответствующему моменту в Гирокомпас с маятником.

Рис. 2. Принципиальная схема чувствительного элемента однороторного гирокомпаса с ртутными сосудами: 1 — ротор; 2 — гирокамера; 3 — сосуды с ртутью; 4 — соединительная трубка; 5 — лапа. Гирокомпас.

Рис. 2. Принципиальная схема чувствительного элемента однороторного гирокомпаса с ртутными сосудами: 1 — ротор; 2 — гирокамера; 3 — сосуды с ртутью; 4 — соединительная трубка; 5 — лапа.

  В Гирокомпас с косвенной коррекцией используется трёхстепенной астатический гироскоп, на гирокамере которого установлен маятник (акселерометр), фиксирующий угол отклонения оси гироскопа от плоскости горизонта. На основании информации об этом угле в приборе формируются сигналы моментов коррекции, которые прикладываются к гироскопу с помощью соответствующих датчиков моментов, установленных на осях карданова подвеса гироскопа. Подобные приборы могут также работать в режиме гироскопа направления.

  Из однороторных Гирокомпас применяются в основном Гирокомпас с ртутными сосудами.

  Двухроторный Гирокомпас Чувствительный элемент этого Гирокомпас (рис. 3) — гиросфера, или поплавок, представляет собой полую сферу 1. В гиросфере помещены гироскопы 2 и 3, гидравлический успокоитель для погашения собственных колебаний и др. элементы. Оси собственного вращения гироскопов 2 и 3 расположены горизонтально, а оси прецессии — вертикально и связаны с шарнирным механизмом спарником 4, который соединён пружинами 5 с корпусом гиросферы. В исходном положении (при невращающихся роторах) оси гироскопов составляют с направлением NS гиросферы равные углы Е=45°. Центр тяжести гиросферы находится на её вертикальной оси ниже её геометрического центра, что обеспечивает, как и в однороторном Гирокомпас, необходимый маятниковый момент. Гиросфера помещена в жидкость и поэтому в подвесе имеет место лишь вязкое трение. Для обеспечения невозмущаемости Гирокомпас ускорениями объекта параметры системы подбирают так, чтобы период прецессионных колебаний гиросферы при отсутствии затухания составлял 84,4 мин. Наличие в Гирокомпас двух гироскопов существенно снижает погрешности прибора при качке корабля. Погрешности Гирокомпас при прямом курсе и постоянной скорости хода корабля не превышают нескольких десятых долей градуса. Гирокомпас весьма широко распространены на кораблях морского флота.

Рис. 3. Принципиальная схема чувствительного элемента двухроторного гирокомпаса. NS и WE — направления север — юг и восток — запад; H<sub>1</sub>, H<sub>2</sub> — кинетические моменты гироскопов; 1 — гиросфера; 2, 3 — гироскопы; 4 — спарник; 5 — пружины. Гирокомпас.

Рис. 3. Принципиальная схема чувствительного элемента двухроторного гирокомпаса. NS и WE — направления север — юг и восток — запад; H1, H2 — кинетические моменты гироскопов; 1 — гиросфера; 2, 3 — гироскопы; 4 — спарник; 5 — пружины.

  Разновидность Гирокомпас — гирогоризонт-компас, предназначенный для определения курса корабля и углов отклонения его относительно плоскости горизонта.

  А. Ю. Ишлинский, С. С. Ривкин.

Так же Вы можете узнать о...


Полуволновой вибратор, полуволновый вибратор, излучатель электромагнитных волн в виде прямолинейного отрезка проводника электрического тока или щели, например в металлической стенке радиоволновода, длиной, равной приблизительно половине длины рабочей волны.
Реактор-размножитель, бридер, ядерный реактор, в котором расход ядерного топлива (ядерного горючего) сопровождается его расширенным воспроизводством в виде вторичного ядерного топлива.
Северин Сергей Евгеньевич [р. 8(21).12.1901, Москва], советский биохимик, академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1953) и АМН СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1971).
Спессартит, меланократовая жильная горная порода, состоящая из среднего плагиоклаза (андезина), роговой обманки или моноклинного пироксена (диопсид-авгита); в качестве второстепенных минералов присутствуют апатит, железистые минералы и часто циркон.
Терескен, терскен (Ceratoides), род однодомных невысоких кустарников и полукустарников семейства маревых.
Установившийся режим, состояние, в которое приходит механизм или технич.
Ходулочник (Himantopus himantopus), птица семейства ржанок подотряда куликов.
Шлагинтвейт (Schlagintweit), немецкие географы и альпинисты; братья: Адольф (9.
Абдулла Сабир (псевдоним; настоящее имя Абдуллаев Сабирджан) [р.
Арканзас (штат в США) Арканзас (Arkansas), штат на юге США. Площадь 137,5 тыс.