Грабарь Игорь Эммануилович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

Грабарь Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт, — 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петербургской АХ (1894—96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896—98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений «Mиp искусства» и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля («Дама с собакой», 1899, Третьяковская галерея). В 1901—08 в ходе работы Грабарь Игорь Эммануилович над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма («Сентябрьский снег», 1903, «Белая зима. Грачиные гнёзда», 1904, «Февральская лазурь», 1904, «Мартовский снег», 1904, — все в Третьяковской галерее). В этот же период Грабарь Игорь Эммануилович создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Грабарь Игорь Эммануилович пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму («Хризантемы», 1905, «Неприбранный стол», 1907, — обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Грабарь Игорь Эммануилович усиливается декоративное начало (серия этюдов «День инея», 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905—06 Грабарь Игорь Эммануилович участвовал в издании революционных сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». В 1909—14 по проекту Грабарь Игорь Эммануилович была построена больница (ныне санаторий «Захарьино») под Москвой. С начала 1890-х гг. Грабарь Игорь Эммануилович выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале «Мир искусства»). По инициативе и под руководством Грабарь Игорь Эммануилович была издана первая научная «История русского искусства» (т. 1—6, 1909—16; редактор и автор важнейших разделов). Грабарь Игорь Эммануилович сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Грабарь Игорь Эммануилович создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913—25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914—15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Грабарь Игорь Эммануилович стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918—30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Грабарь Игорь Эммануилович — реставратора и учёного — связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11—14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Грабарь Игорь Эммануилович советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы («Ясный осенний вечер», 1923, «Зимний солнечный день», 1941, — обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Грабарь Игорь Эммануилович работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир», 1941, — оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»). Выполнил также историко-революционные картины «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина» (1938; обе — в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Грабарь Игорь Эммануилович опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Грабарь Игорь Эммануилович — редактор и один из авторов «Истории русского искусства» (т. 1—13, 1953—69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937—43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943—46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

И. Э. Грабарь. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Февральская лазурь<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. 1904. Третьяковская галерея. Москва. Грабарь Игорь Эммануилович.

И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь». 1904. Третьяковская галерея. Москва.

 

И. Э. Грабарь. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Автопортрет с палитрой (в белом халате)<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. 1934. Третьяковская галерея. Москва. Грабарь Игорь Эммануилович.

И. Э. Грабарь. «Автопортрет с палитрой (в белом халате)». 1934. Третьяковская галерея. Москва.

  Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1913 (совместно с С. Глаголем); Репин, т.1— 2, М. Л., 1937; Моя жизнь. Автомонография, М.— Л., 1937; В. А. Серов, М., 1965; О древнерусском искусстве, М., 1966; О русской архитектуре, М., 1969.

 

  Лит.: Подобедова О. И., И. Э. Грабарь, М., [1964] (имеется полный список трудов И. Э. Грабаря).

 

Так же Вы можете узнать о...


Избранная рада Избранная Рада, круг приближённых царя Ивана IV Васильевича Грозного, фактически бывший неофициальным правительством в конце 40—50-х гг.
Севинье Мари де Рабютен-Шанталь Севинье (Sévigné) Мари де Рабютен-Шанталь (Rabutin-Chantal) (5.
Вышний Волочёк, город в Калининской области РСФСР.
Пайер Юлиус Пайер (Payer) Юлиус (1.9.1842, Шёнау, близ Теплице,— 30.
Англо-католицизм, движение внутри англиканской церкви, выступающее за возвращение к католицизму (но без слияния с римско-католической церковью).
Лучистое равновесие в атмосферах звёзд, состояние звёздной атмосферы, при котором перенос энергии в ней осуществляется лучеиспусканием, причём каждый элемент объёма атмосферы излучает столько же энергии, сколько и поглощает.
Фронтовые театры, профессиональные театральные коллективы, обслуживавшие в годы Великой Отечественной войны 1941—45 части Сов.
Кавказская пальма (Buxus colhica) неправильное название вечнозелёного кустарника или деревца самшита.
Сладек Йосеф Вацлав Сладек (Sladek) Йосеф Вацлав (27.10.1845, Збирог, — 28.
Гибридные языки, языки, характеризующиеся генетической неоднородностью лексического состава, морфологических и синтаксических моделей: см.
Петроглифы (от греч. petros — камень и glyphé — резьба, вырезывание), древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях; см.
Аутоиммунные заболевания (от греч. autos — сам и лат.
Матвей (австр. эрцгерцог) Матвей, Маттиас (Matthias) (24.2.1557, Вена, — 20.
Цаган-Хуртэй, Цаган-Хунте и, горный хребет в Бурятской АССР и Читинской области РСФСР.
Каталектика (греч. katalektikos — конечный, усечённый, неполный, от katalego — кончаю, прихожу к концу), 1) раздел стихотворной метрики, рассматривающий ритмического окончания стиха (клаузулы), т.