Левитан Исаак Ильич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛЕБ
ЛЕВ
ЛЕГ
ЛЕД
ЛЕЕ
ЛЕЖ
ЛЕЗ
ЛЕИ
ЛЕЙ
ЛЕК
ЛЕЛ
ЛЕМ
ЛЕН
ЛЕО
ЛЕП
ЛЕР
ЛЕС
ЛЕТ
ЛЕУ
ЛЕФ
ЛЕХ
ЛЕЦ
ЛЕЧ
ЛЕШ
ЛЕЩ

И. И. Левитан. «Вечерний звон». 1892. Третьяковская галерея. Москва. Левитан Исаак Ильич.

И. И. Левитан. «Вечерний звон». 1892. Третьяковская галерея. Москва.

Левитан Исаак Ильич [18(30).8.1860, Кибартай, ныне Вилкавишкского района Литовской ССР, — 22.7(4.8).1900, Москва], русский живописец-пейзажист. Сын мелкого ж.-д. служащего. С начала 1870-х гг. жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1873—85) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1884 экспонент, с 1891 член Товарищества передвижников. С 1897 член художественного объединения «Мюнхенский Сецессион». Участник выставок журнала «Мир искусства» (1898—1900). С 1898 преподаватель МУЖВЗ (ученики — П. И. Петровичев, Н. Н. Сапунов и др.). Работал в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887—90), в Финляндии (1896), в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898). Восприняв у Саврасова метод тщательного изучения натуры и поэтизации обыденного, приближаясь к пленэрной живописи на основе опытов Поленова и мастеров барбизонской школы, Левитан Исаак Ильич в начале 1880-х гг. постепенно переходит от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива, скупого, порою сумрачного колорита ранних работ к более широкой манере, к раскрытию тончайших состояний природы и атмосферы, к цельности эмоционального образа («Осенний день. Сокольники», 1879), а в сериях этюдов этих лет — к тональному, тонко нюансированному колориту («Мостик. Саввинская слобода», 1884, этюд). Обогатив свою палитру работой в Крыму, Левитан Исаак Ильич открывает для себя величие волжских пространств, изображение которых становится одной из его главных тем («Вечер на Волге», 1888). В произведениях конца 1880-х гг. Левитан Исаак Ильич добивается ясности, выверенности композиции, чёткости пространственных планов, неразрывно связанных уравновешенным цветовым строем («Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс»; оба — 1889). В его творчестве рождается т. н. пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. Природа предстаёт у Левитан Исаак Ильич поэтически преображенной, одухотворённой незримым присутствием человека; её образ внушается зрителю вместе с гаммой общепонятных ассоциаций и переживаний — тревожных или интимно-лирических. В дальнейшем передача конкретных ландшафтов постепенно сменяется воплощением самого характера русской природы, типичные её черт. Овеянные традиционными народными представлениями, эти произведения во многом отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения; своим интонационным строем они особенно близки лирической прозе А. П. Чехова («Вечерний звон», «У омута»; оба — 1892). Картиной «Владимирка» (1892), где впервые возникает ставшая затем одной из центральных для Левитан Исаак Ильич тема дороги, её влекущей вдаль силы, художник заявил также о своей общественной позиции, изобразив тракт, по которому шли сосланные в Сибирь на каторгу. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, внутренняя динамика живописи ряда работ 1880—90-х гг. («Берёзовая роща», 1885—89; «Март») в известной мере созвучны стилистике импрессионизма. В больших композициях Левитан Исаак Ильич эти качества служат средством достижения мажорной звонкости цвета, сочетающейся с устойчивой определённостью форм («Свежий ветер. Волга», 1891 — 95; «Золотая осень», 1895). Творчество Левитан Исаак Ильич 1890-х гг., связанное с общими стилистическими исканиями русского искусства этого времени, отмечено также тяготением к большей обобщенности письма, к плоскостно-декоративному, остросилуэтному разрешению композиции, к некоторой драматизации пейзажного мотива («Над вечным покоем», 1894; «Сумерки. Стога», 1899; «Летний вечер», 1900; как и все названные произведения — в Третьяковской галерее). Стремлением к синтезу образных и живописных поисков последних лет явилась незаконченная картина «Озеро. Русь» (1900, Русский музей, Ленинград) — монументально-эпический символ родной страны. Искусство Левитан Исаак Ильич составило эпоху в развитии русской пейзажной живописи, оказав значительное влияние на следующее поколение художников-пейзажистов.

 

  Лит.: И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956; Исаак Ильич Левитан. Каталог выставки..., М., 1960; Федоров-Давыдов А. А., Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество, т. 1—2, М., 1966.

  В. А. Калмыков.

Так же Вы можете узнать о...


Янбо, город и порт в Саудовской Аравии, на побережье Красного моря.
Альтипланация, выравнивание рельефа вершинной зоны горных хребтов, главным образом в странах холодного и умеренного климатических поясов, происходящее вследствие совокупного действия морозного выветривания, солифлюкции и нивации.
Атмосферная оптика, раздел физики атмосферы, в котором изучаются оптические явления, возникающие при прохождении света в атмосфере.
Берар, историческая область в центральной Индии.
Брюнсвик Леон Брюнсвик (Brunschvicg) Леон (10.11.1869, Париж, — 18.
ВИАМ, см. Авиационных материалов институт.
Гавас (Havas), французское информационное агентство.
Гласные (члены городских дум) Гласные, члены городских дум, земских собраний (уездных и губернских) в дореволюционной России.
Дамаскины, памятники болгарской письменности 17—18 вв.
Долгопрудный, город (до 1957 — посёлок) в Московской области РСФСР.
Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев РСФСР.
Интернациональная социалистическая комиссия (ИСК), исполнительный орган Циммервальдского объединения, созданный на Циммервальдской конференции социал-демократов-интернационалистов в сентябре 1915, с местом пребывания в Берне (Швейцария); издавала на английском, французском и немецком языках «Бюллетень Интернациональной социалистической комиссии в Берне».
Кардинал (птица отр. воробьиных) Кардинал (Cardinalis cardinalis), птица семейства овсянковых отряда воробьиных.
Кобзарь, украинский народный певец, аккомпанирующий себе на кобзе (бандуре).
Котёл паровой, см. Паровой котёл.
Лайнер (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Луайоте, Лоялти (Loyaute), группа коралловых островов и рифов в Тихом океане (Меланезия), в 100 км к востоку от Новой Каледонии (владение Франции), в состав которой она входит.
«Мацукава дело», антикоммунистическая провокация японской реакции против 20 активистов профсоюза государственных железных дорог, предпринятая в 1949—50.