Телеология

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЕА
ТЕБ
ТЕВ
ТЕГ
ТЕД
ТЕЖ
ТЕЗ
ТЕИ
ТЕЙ
ТЕК
ТЕЛ
ТЕМ
ТЕН
ТЕО
ТЕП
ТЕР
ТЕС
ТЕТ
ТЕУ
ТЕФ
ТЕХ
ТЕЧ
ТЕШ
ТЕЯ

Телеология (от греч. télos, родительный падеж téleos — результат, завершение, цель и... логия), идеалистическое учение о цели и целесообразности. В противовес детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему, Телеология постулирует особый вид причинности: целевой, отвечающей на вопрос — для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс. Этот принцип «конечных причин» («causa finalis»), согласно которому идеально постулируемая цель, конечный результат, оказывает объективное воздействие на ход процесса, принимал разные формы в различных концепциях Телеология Во всех случаях, однако, сохраняется главное для Телеология — идеалистическая антропоморфизация (см. Антропоморфизм) природных процессов, приписывание цели природе, перенос на неё способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности.

  Эта черта Телеология в наиболее явной форме выражается в концепции «внешней целесообразности», устанавливаемой якобы богом, в антропоцентрической (см. Антропоцентризм) и утилитарной Телеология, согласно которой мир создан «ради целей человека» (Х. Вольф и др.). Однако она присуща и имманентной Телеология (то есть приписывающей внутреннюю цель развитию природы), основы которой были сформулированы Аристотелем, утверждавшим, что как деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы природы включают бесконечную по содержанию цель своего «стремления» (потенциальную цель), реализующуюся в процессе развития предмета. Эта внутренняя цель является, по Аристотелю, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она трансформируется в некоторый абсолют — энтелехию — как завершение развития. Идеи имманентной Телеология в новое время развивались Г. Лейбницем в его монадологии и учении о предустановленной гармонии; они получили своё последовательное воплощение в учении Ф. Шеллинга о «мировой душе», в объективном идеализме Г. Гегеля.

  В своеобразной форме идеи Телеология развивал И. Кант. Сознавая недостаточность концепции механического детерминизма в объяснении сложных процессов (прежде всего органической жизни и человеческой деятельности), он постулировал особый вид причинности, позволяющий познать эти процессы как «цели природы». По Канту, однако, «целесообразность природы есть... особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлектирующей способности суждения» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 179). Кант подвергает сомнению объективный смысл «целей природы», телеологических «конечных причин», рассматривая их значение лишь в качестве регулятивного, эвристического принципа.

  В различных вариантах основные формы Телеология распространены в науке (витализм, неовитализм и др.) и в философии (А. Шопенгауэр, Э. Гартман, неотомизм и др.).

  В объяснении органической целесообразности биология, начиная с Ч. Дарвина и вплоть до современной молекулярной биологии и биокибернетики, полностью преодолевает и «снимает» Телеология Объективные процессы, послужившие определённым основанием для «телеологического мышления», получили научные объяснение в рамках диалектико-материалистической концепции детерминизма, вобравшей в себя всё ценное из истории мысли. Именно поэтому всякие попытки «возрождения» Телеология (в частности, со ссылками на кибернетику), создания «материалистической Телеология» имеют сугубо отрицательное значение. Сходные с ней по названию концепции, обозначаемые как «телеономия» или «квазителеология» и прочее, по существу не имеют ничего общего с Телеология; они описывают причинные отношения, выражаемые на языке кибернетики с помощью понятий программы и обратной связи, с целью зафиксировать наблюдаемую в сложных системах предетерминированность результата действия (и, соответственно, направленность последнего), а также тот способ объяснения этих систем через отношение целесообразности, который традиционно квалифицировался как «телеологический». Но это уже особый научный подход — так называемый целевой подход как часть общего функционального анализа сложных органических систем.

 

  Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Бунге М., Причинность пер с англ., М., 1962; Фролов И. Телеология, Генетика и диалектика, М., 1968; его же, Органический детерминизм, телеология и целевой подход в исследовании, «Вопросы философии», 1970, № 10; На пути к теоретической биологии, М., 1970; Theiler W., Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles, Z.—Lpz., 1925; Hartmann N., Teleologisches Denken, B., 1951; Schmitz J., Disput über das teleo-logische Denken, Mainz, 1960.

  И. Телеология Фролов.

Так же Вы можете узнать о...


Точечная группа симметрии кристаллов, совокупность операций симметрии, совмещающих кристалл с самим собой, при которых одна точка кристалла остаётся неподвижной.
Эдда Младшая, Снорриева Эдда, произведение исландского прозаика и поэта Снорри Стурлусона, написанное в 1222—25.
Блюдца степные, плоские замкнутые впадины; см.
Гунт, река в Таджикской ССР, правый приток р.
Категории семян, группы семян разной сортовой ценности, характеризуемые предельными нормами (в %) сортовой чистоты или типичности; см.
Мантия (биол.), 1) складка кожи у некоторых беспозвоночных животных (моллюски, плеченогие, усоногие раки), охватывающая всё тело животного или его часть.
Парономазия, парономасия (греч. paronomasia, от para — возле и onomazo — называю), стилистическая фигура, состоящая в комическом или образном сближении слов, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут иногда ошибочно, но чаще каламбурно использоваться в речи.
Сегрегация (биол.) Сегрегация ооплазматическая (биологическая), возникновение локальных различий в свойствах ооплазмы, осуществляющееся в периоды роста и созревания ооцита, а также в оплодотворённом яйце.
Урбниси, античный и раннесредневековый город, один из торгово-ремесленных центров Древней Грузии.
Ядерная силовая установка, ядерная энергетическая установка, предназначена для использования, как правило, на транспортных средствах.
Вагнер Август Фёдорович [29.8(10.9).1828, Нерфт Курляндской губернии, — 2(14).
Динамика (механич.) Динамика (от греч. dynamikos — сильный, от dynamis — сила), раздел механики, посвящённый изучению движения материальных тел под действием приложенных к ним сил.
Колгуев, остров в юго-восточной части Баренцева моря, в 75 км от материка.
Миклашевский Иван Николаевич [1858, Черниговская губерния, — 3(16).
Плоскогорье, обширные участки, выровненные длительной денудацией в условиях платформенного тектонического режима и позднее испытавшие общее поднятие и значительное эрозионное расчленение.
Смит Адам Смит (Smith) Адам (5.6.1723, Керколди, Шотландия, — 17.
Фреза почвенная, навесная машина для рыхления и перемешивания почвы (см.