Даргомыжский Александр Сергеевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДАБ
ДАВ
ДАГ
ДАД
ДАЕ
ДАЖ
ДАИ
ДАЙ
ДАК
ДАЛ
ДАМ
ДАН
ДАО
ДАП
ДАР
ДАС
ДАТ
ДАУ
ДАФ
ДАХ
ДАЦ
ДАЧ
ДАШ
ДАЮ
ДАЯ

А. С. Даргомыжский. Даргомыжский Александр Сергеевич.

А. С. Даргомыжский.

Даргомыжский Александр Сергеевич [2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области, — 5(17).1.1869, Петербург], русский композитор. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 — начале 30-х гг. 19 вв. изданы первые сочинения Даргомыжский Александр Сергеевич (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в его музыкальном развитии сыграла встреча с М. И. Глинкой (начало 1835). В 1837—41 Даргомыжский Александр Сергеевич написал первую оперу — «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери», пост. 1847, Москва), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. создал ряд лучших романсов, в том числе «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир». Главное произведение Даргомыжский Александр Сергеевич — опера «Русалка» (по одноименной драматической поэме Пушкина, пост. 1856, Петербург).

  С конца 50-х гг. широко развернулась музыкально-общественная деятельность Даргомыжский Александр Сергеевич В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием. «Могучая кучка»; участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже и «Будильника»).

  В 60-х гг. Даргомыжский Александр Сергеевич обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах: «Баба-яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867). В 1864—65 совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844—1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 Даргомыжский Александр Сергеевич начал работать над оперой «Каменный гость» (по Пушкину), поставив новаторскую задачу — написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, а инструментовал оперу Н. А. Римский-Корсаков (пост. 1872, Петербург).

  Даргомыжский Александр Сергеевич вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве Даргомыжский Александр Сергеевич нашли отражение тенденции критического реализма 40—60-х гг. 19 в. В ряде произведений (опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики Даргомыжский Александр Сергеевич характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. В «Русалке», по словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской народности. Склонность к драматизации часто проявлялась у Даргомыжский Александр Сергеевич и в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для Даргомыжский Александр Сергеевич воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере «Каменный гость», основанной почти полностью на мелодизированном речитативе. Реалистическое новаторство Даргомыжский Александр Сергеевич, его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х гг. 19 в. М. П. Мусоргский, наиболее близкий Даргомыжский Александр Сергеевич по направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.

 

  Соч.: Избр. письма, М., 1952.

 

  Лит.: А. С. Даргомыжский (1813—1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921; Серов А. Н., Русалка. Опера А. С. Даргомыжского, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. — Л., 1950; Пекелис М., Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке, М. — Л., 1951; его же, А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1966.

Ю. В. Келдыш.

 

Так же Вы можете узнать о...


Кадис (Cadiz) город и важный порт на юго-западе Испании в Андалусии на берегу ского залива Атлантического океана.
Кария (деревья сем. ореховых) Кария, гикори (Саrуа), род листопадных высоких (до 60—65 м) деревьев семейства ореховых.
Килмарнок (Kilmarnock), город в Великобритании, в Шотландии, в графстве Эр, близ Глазго, у устья р.
Колоане Франсиско Колоане (Coloane) Франсиско (р. 19.7.1910, Кемчи, провинция Чилоэ), чилийский писатель и журналист.
Корку, малочисленный народ в Индии, входящий в группу народов мунда.
Кровяная тля (Eriosoma lanigerum), насекомое семейства тлей, опасный вредитель яблони.
Ладва-Ветка, посёлок городского типа в Прионежском районе Карельской АССР.
Ливан (горный хребет) Ливан (араб. Джебель-Лубнан), горный хребет в Республике Ливан.
Любань (город в Минской обл.) Любань, город (до 1968 — посёлок городского типа), центр Любанского района Минской области БССР.
Мариньяно, совр. Меленьяно (Marignano, Melegnano), город в Северной Италии, в 16 км юго-восточнее Милана, в районе которого 13—14 сентября 1515 произошло сражение между 40-тысячной французской армией короля Франциска I и швейцарскими наёмниками (до 30 тысяч человек) миланского герцога Максимилиана Сфорца во время Итальянских войн 1494—1559.