Джойс ДжеймсБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дж. Джойс. Джойс (Joyce) Джеймс (2.2.1882, Дублин, — 13.1.1941, Цюрих), ирландский писатель. Окончил иезуитский колледж и Дублинский университет (1902). В 1904 покинул родину, с 1920 жил в Париже. Дебютировал в 1907 книгой стихов «Камерная музыка», но известность Джойс Джеймс принесла проза. В рассказах сборника «Дублинцы» (1914, рус. пер. 1937) выведены образы «маленьких людей», задавленных мещанским бытом; в некоторых рассказах Джойс Джеймс выступил против угнетения Ирландии Англией. В романе «Портрет художника в юности» (1916) Джойс Джеймс показал освобождение юного героя от морально-религиозных догматов и обязанностей и в то же время его отказ от общественной борьбы и национально-освободительных идеалов: герой Джойс Джеймс замыкается в кругу художественных интересов. В главном произведении Джойс Джеймс — романе «Улисс» (1922) развит наметившийся в «Портрете художника» метод «потока сознания» (см. «Поток сознания»). Избегая целостного изображения действительности, Джойс Джеймс фиксирует самые ничтожные поступки, ощущения и мысли персонажей. В этом калейдоскопе вырисовываются бесцельность и пошлость жизни, воплощённые в одном из героев «Улисса», дублинце Блуме. Объективно роман — это приговор буржуазной цивилизации, но критика Джойс Джеймс бесперспективна, т.к. он убеждён в извечной порочности человеческого общества. Джойс Джеймс стремился раскрыть внутренний мир человека, показать тончайшую, даже мимолётную реакцию главных персонажей на окружение, изображаемое подчас с натуралистической тщательностью. Вместе с тем Джойс Джеймс ищет в своих героях отголоски тех черт, которые были запечатлены уже в древних мифах. Отсюда уподобление истории Блума и Стивена, героев «Улисса», героям древнего эпоса. Экспериментирование Джойс Джеймс с языком и стилем, чрезмерно сложная символика ведут к разрушению классической формы романа, особенно явственному в «Поминках по Финнегану» (1939), содержанием которого стали сновидения центрального персонажа. Джойс Джеймс оказал огромное влияние на модернистскую литературу (см. Модернизм).
Соч. в рус. пер.: [Главы из «Улисса»], «Интернациональная литература», 1935, № 1—3, 9—12; 1936, № 1—4.
Лит.: Старцев А. И., О Джойсе, «Интернациональная литература», 1936, №4; Жантиева Джойс Джеймс Г., Джеймс Джойс, М., 1967; Gilbert S., J. Joyce's Ulysses, L., 1960; Burgess A., Here comes everybody, L., [1965]; Ellmann R., James Joyce, L., 1966; Goldberg S. L., Joyce, Edinburgh — L., [1967]; Anderson Ch. G., James Joyce and his world, L., [1967]; The Celtic master. Contributions to the First James Joyce symposium held in Dublin. 1967, [Dublin, 1969]; A bash in the tunnel. J. Joyce by the Irish, Brighton, [1970]; J. Joyce. The critical heritage, v. 1—2, L., [1970]; Parker A. D., James Joyce. A bibliography of his writings, critical material and miscellanea, Boston, 1948. Е. В. Корнилова.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|