Дюбуа-Реймон ЭмильБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Э. Дюбуа-Реймон. Дюбуа-Реймон (Du Bois-Reymond) Эмиль (7.11.1818, Берлин, — 26.12.1896, там же), немецкий физиолог и философ, член Берлинской АН (1851). Профессор Берлинского университета (с 1855). Основные труды по животному электричеству; Дюбуа-Реймон Эмиль доказал его наличие в мышцах, нервах, железах, коже, сетчатке глаза и др. тканях. Открыл физический электротон. Показал, что поперечное сечение нерва электроотрицательно по отношению к его длиннику («ток покоя»). Установил, что отрицательное колебание «тока покоя» является выражением деятельного состояния ткани. В физиологических и медицинских лабораториях используется предложенная Дюбуа-Реймон Эмиль и носящая его имя аппаратура (индукционные аппараты для раздражения нервов и мышц, неполяризующиеся электроды и др.). Как философ Дюбуа-Реймон Эмиль был сторонником механистического материализма, а также агностицизма; в отношении познания сущности вещей выдвинул формулу: «не знаем и никогда не узнаем» (Ignoramus et ignorabimus). В работе «Семь мировых загадок» (1882, рус. пер. 1901) Дюбуа-Реймон Эмиль с позиций позитивизма объявляет недоступными для человеческого познания собственно философские проблемы (сущность материи и силы, происхождение движения и т.д.), как научно недоказуемые. Вместе с тем он подверг критике с материалистических позиций идеалистическое понятие «мировой души» (которая, по его словам, потребовала бы признания мирового мозга); активно выступал против витализма. Против агностицизма Дюбуа-Реймон Эмиль выступил немецкий стихийный материалист Э. Геккель. Дюбуа-Реймон Эмиль известен и как публицист, занимавший консервативные позиции.
Соч.: Untersuchungen über thierische Elektricität, Bd 1—2, Lpz., 1848—49; Reden, Bd 1—2, Lpz., 1912; Über die Grenzen der Naturerkenntnis, 11 Aufl., Lpz., 1916; в рус. пер. — Культурная история и естествознание, М., 1901.
Лит.: Boruttau Н., E. Du Bois-Reymond, W., 1922.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|