Мосс МарсельБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мосс (Mauss) Марсель (10.5.1872, Эпиналь, — 10.2.1950, Париж), французский этнограф и социолог, заведующий кафедрой истории религий нецивилизованных народов Практической школы высших исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Племянник Э. Дюркгейма, его ближайший ученик и наиболее активный участник его школы. В политическом плане — сторонник идей Ж. Жореса; участвовал в основании газеты «Юманите», некоторое время выполнял функции секретаря редакции. Приверженец теории Дюркгейма в целом, Мосс Марсель в неявной форме подверг пересмотру некоторые её положения. Он фактически отказывается от резкого антипсихологизма Дюркгейма, стремясь к осуществлению сотрудничества между социологией и психологией. В отличие от Дюркгейма, рассматривавшего человека как двойственное существо, воплощающее и индивидуальную, и доминирующую над ней социальную реальность, Мосс Марсель формулирует понятие о «тотальном» (целостном) человеке в единстве его биологических, психических и социальных черт. Он в большей степени, чем его учитель, делает акцент на системно-структурном рассмотрении социальных объектов. Работы Мосс Марсель посвящены главным образом исследованию различных сторон жизни архаических обществ: самая значительная — «Эссе о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925), в которой на большом этнографическом и историческом материале показано, что до развития товарных отношений универсальным средством обмена являются взаимные дары, которые будучи формально добровольными, в действительности строго обязательны. Мосс Марсель выдвинул идею «тотальных социальных фактов», из которой вытекает установка на комплексное исследование социальных фактов и выявление наиболее фундаментальных из них в конкретных социальных системах; эти факты являются одновременно экономическими, юридическими, религиозными, эстетическими и т. д. Несмотря на расплывчатость и многозначность этой идеи, она оказала некоторое влияние на Г. Д. Гурвича и К. Леви-Строса. Мосс Марсель воспитал много специалистов в области этнологии, фольклористики, индологии, исторической психологии и т. д.
Соч.: CEuvres, t. 1—3, P., 1968—69; Manuel d'ethnographie, P., 1947; Sociologie et anthropologie, 4 éd., P., 1968.
Лит.: Cazeneuve J., M. Mauss, P., 1968; его же, Sociologie de Marcel Mauss, P., 1968. А. Б. Гофман.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|