Игры детские

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИГА
ИГД
ИГЕ
ИГИ
ИГЛ
ИГН
ИГО
ИГР
ИГУ

Игры детские, вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними.

  Игры детские социальны по своему происхождению, по своей природе и, следовательно, по своему содержанию. Многие Игры детские носят национальный, народный характер и передаются из поколения в поколение. В них формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького, игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. В советской педагогике Игры детские рассматриваются как одно из средств коммунистического воспитания, самовоспитания и обучения детей.

  В педагогической литературе обычно различают игры-манипуляции детей до 3 лет, сюжетные (ролевые, режиссёрские и игры-драматизации), подвижные и дидактические Игры детские

  Начальной формой Игры детские являются игры-манипуляции детей ясельного возраста, сопровождающиеся эмоциональным оживлением ребёнка, играющего, как правило, индивидуально. В процессе таких манипуляций взрослые учат детей предметным действиям, знакомят их с формой, цветом, назначением предметов, учат играть рядом.

  Сюжетные игры дошкольников начинаются с ролевых, в которых дети берут на себя активные роли — взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводятся игрушкам). Характерной особенностью сюжетных Игры детские является их двойственный символический характер (например, играющий мальчик — одновременно и «лётчик в полёте», и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в которой только и могут действовать, и тех реальных предметов, которые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, включаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в которых они ещё не могут осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность — расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий — является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производственные и общественные темы. Дети обращаются также к сюжетам литературных произведений, кинофильмов, телеи радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях,— к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации — роли, в которой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных Игры детские сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берут ролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строительных и природных материалов.

  В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание литературных произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художественные способности и интерес к участию в художественной самодеятельности.

  Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов — подражательные игры — движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила («гуси-лебеди»), многие — только правила («салочки», «прятки»). С 4—5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5—6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные Игры детские и спортивные игры имеют для физического воспитания школьников (см. Физическое воспитание, Спортивные игры).

Одним из действенных средств умственного воспитания детей, особенно дошкольников, являются дидактические игры, имеющие целью дать ребёнку новые знания о предметах, их классификации, назначении, свойствах, о видах труда, явлениях природы и др. Дидактические Игры детские используются при обучении детей счёту и чтению. Нередко дидактические Игры детские проходят с игрушками, настольно-печатными играми (различного типа лото, домино, викторины и т. п.), природными материалами. Широко распространены словесные дидактические Игры детские без игрушек — загадки, шарады, кроссворды и др. Правила дидактических Игры детские (как и многих подвижных) создаются взрослыми, но обычно пополняются и видоизменяются детьми. Часто дидактические Игры детские носят характер познавательно-тренировочных игр-упражнений и игр-соревнований.

  Значительное место в Игры детские занимает изготовление детьми игрушек и игр-самоделок, что способствует развитию детского творчества. Взрослые обучают детей умению играть в коллективе, использовать игры там, где возникает стремление участвовать в недоступной деятельности старших; обогащают содержание и сюжеты Игры детские; помогают приобретать в процессе игры знания, навыки и умения; создают условия для игры.

  Игра, по словам Н. К. Крупской, — школа организации. Являясь действенным средством развития у детей творческой активности, инициативы, коллективизма, организаторских умений и навыков, Игры детские широко используются в жизни детских коллективов, причём игровые элементы вносятся не только в различные детские праздники, соревнования, но и в трудовые и другие общественно полезные дела. Ряд игр носит всесоюзный характер: военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования на приз «Кожаный мяч» и «Золотая шайба», спартакиады школьников, радиои телевикторины и игры-конкурсы и др.

  С целью педагогической организации Игры детские в часы досуга в школах, внешкольных и культурно-просветительских учреждениях создана сеть детских игротек. См. также ст. Игрушка.

  Лит.: Рубинштейн С. Л., Основы психологии, М., 1935; Воспитание ребёнка в семье от трёх до семи лет. (Книга для родителей). Под ред. Е. А. Флёриной, М., 1950; Макаренко А. С., Игра, Соч., т. 4, М., 1957; Дьячкова О. А., Игры школьников, М., 1955; Эльконин Д. Б., Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста, М., 1957; Леонтьев А. Н., Психологические основы дошкольной игры, в его кн.: Проблемы развития психики, М., 1959; Эльконин Д. Б., Детская психология, М., 1960; Роль игры в детском саду. Под ред. А. П. Усовой, М., 1961; Махлак Е. С., Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте, в сборнике: Вопросы психологии личности школьника, М.. 1961; Психология и педагогика игры дошкольника, М., 1966; Голециова О., Клиндова Л., Бердыхова Я., Игры в детском саду, М., 1966; Выготский Л. С., Игра и её роль в психическом развитии ребёнка, «Вопросы психологии», 1966, № 6; Яковлев В. Г., Гриневский А., Игры для детей, М., 1968; Всегда всем весело. Сб. игр для пионеров и школьников, М., 1969.

  Е. А. Коссаковская, И. Б. Даунис.

Так же Вы можете узнать о...


Гольджи Камилло Гольджи (Golgi) Камилло (7.7.1844, Кортено, — 21.
Григор Магистр (армянский политич. деятель) Григор Магистр (Пахлавуни) (г. рождения неизвестен — умер 1058/59), армянский политический деятель и философ, поборник армянского Возрождения.
Даосизм, 1) одно из основных направлений древнекит.
Детское питание, питание ребёнка. (О питании новорождённого ребёнка и грудного ребёнка см.
Диффлюгия (Difflugia), род простейших отряда раковинных амёб класса саркодовых (Sarcodina).
Дура-Европос (греч. Dura Éurōpos), город на среднем Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия), основан царём Селевком I Никатором около 300 до н.
Животноводческая ферма, см. Ферма животноводческая.
Звукопоглощающие материалы, см. Акустические материалы.
Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Интернационал 2-й, международное объединение рабочих партий, основан в 1889.
Каверномер, прибор для определения диаметра буровой скважины, опускаемый в неё на кабеле.
«Канцелярия от строений», государственное учреждение в Петербурге, контролировавшее строительство в городе и осуществлявшее подготовку мастеров строительного дела.
Катран 1) крамбе (Crambe), род растений семейства крестоцветных.
Кинцвиси, средневековый грузинский монастырь (в 7 км к юго-западу от поселка Карели).
Койо Вильо Йоханнес Койо (Kojo) Вильо Йоханнес (р. 13.12.1891, Каукола), финский писатель.
Коновницын Петр Петрович [28.9(9.10).1764 — 28.
Коста Андреа Коста (Costa) Андреа (30.11.1851, Имола, — 19.
Кровосмешение, инцест, половая связь между ближайшими родственниками.
Кустанай (в 1893—95 — Николаевск), город, центр ской области Казахской ССР.