Макаренко Антон Семенович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

А. С. Макаренко. Макаренко Антон Семенович.

А. С. Макаренко.

Макаренко Антон Семенович [1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, — 1.4.1939, Москва], советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский учительский институт. В 20—30-е годы руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы (см. Колония имени Макаренко Антон Семенович Горького) и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Макаренко Антон Семенович осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 переехал в Москву, посвятив себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. По Макаренко Антон Семенович, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко Антон Семенович разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного,в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко Антон Семенович четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко Антон Семенович подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта Макаренко Антон Семенович определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Макаренко Антон Семенович старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный гуманист, Макаренко Антон Семенович требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся. Макаренко Антон Семенович многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Макаренко Антон Семенович утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом — вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

  Педагогический опыт Макаренко Антон Семенович, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях («Воля, мужество и целеустремлённость», «О коммунистической этике», «Коммунистическое воспитание и поведение» и других), Макаренко Антон Семенович как педагог-новатор и художник, проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек. Литературная деятельность Макаренко Антон Семенович — редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-учёного. Как писатель и педагог Макаренко Антон Семенович сформировался под сильным воздействием Макаренко Антон Семенович Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко Антон Семенович способствовала развитию педагогической мысли в СССР и других социалистических странах. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 учреждена медаль Макаренко Антон Семенович, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.

 

  Соч.: Собрание сочинений, т. 1—7, 2 изд., Макаренко Антон Семенович, 1959—60; Собрание сочинений, т. 1—5, Макаренко Антон Семенович, 1971.

 

  Лит.: Горький Макаренко Антон Семенович, По союзу Советов, Собрание сочинений, т. 17, Макаренко Антон Семенович, 1952; Воспоминания о Макаренко. Сборник материалов, Л., 1960; Балабанович Е. Н., А. С. Макаренко. Человек и писатель, Макаренко Антон Семенович, 1963; А. С. Макаренко. Сборник, Макаренко Антон Семенович, 1963; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.

  И. А. Каиров.

Так же Вы можете узнать о...


Мачкунд (в нижнем течении — Силеру), река в Индии, на востоке Деканского плоскогорья, в бассейне реки Годавари.
Микронезийцы, группа родственных народов (трукцы и понапеанцы Каролинских островов, чаморро Марианских островов, маршалльцы, науруанцы и др.
Морицсала, заповедник в северо-западной части Латвийской ССР (Вентспилсский район).
Нанди, группа родственных народов (собственно Н.
Николаев (центр Николаевской обл. УССР) Николаев, город, центр Николаевской области УССР.
Овация (лат. ovatio, от ovo — торжествую, ликую), 1) в Древнем Риме малый триумф.
Осипанов Василий Степанович [21.2(5.3).1861, Томск, — 8(20).
Парогазотурбинная установка, турбинная теплосиловая установка, рассчитанная на совместное использование в тепловом цикле 2 рабочих тел — водяного пара и газообразных продуктов сгорания топлива.
Пёрселл Эдуард Миле Пёрселл (Purcell) Эдуард Миле (родился 30.8.
Поле зрения оптической системы, часть пространства (плоскости), изображаемая этой системой.