радиовещание, телевидение"> радиовещание, телевидение"> радиовещание, телевидение">

Ирак XII. Печать, радиовещание, телевидение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИРА
ИРБ
ИРВ
ИРГ
ИРД
ИРЕ
ИРИ
ИРК
ИРЛ
ИРМ
ИРН
ИРО
ИРП
ИРР
ИРТ
ИРУ
ИРЧ
ИРШ
ИРЬ

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1972 выходили: «Аль-Джумхурия», с начала 1963, ежедневная газета на арабском языке, орган правительства, тираж около 20 тыс. экземпляров; «Багдад обсервер» («Baghdad Observer»), с 1967, ежедневная утренняя газета на английском языке, правительственная, тираж около 7 тыс. экземпляров; «Ас-Саура», с 1967, ежедневная утренняя газета на арабском языке, орган партии Баас, тираж 40 тыс. экземпляров; «Ат-Таахи», с 1967, газета на арабском языке, орган Демократической партии Курдистана; «Алиф Ба», с 1968, еженедельный журнал на арабском языке, 2 тыс. экземпляров; «Ас-Сакафа аль-Джадида», с 1969, ежемесячный общественно-политический журнал на арабском языке, отражает мнение ИКП; «Аль-Фикр аль-Джадид», с 1972, еженедельная газета, издаётся ИКП. Официальное агентство — Иракское информационное агентство, основано в 1959.

  Интенсивное строительство радиосети началось после революции 1958. В 1972 работало 10 радиостанций — 6 в Багдаде, остальные в Басре и Киркуке. Внутреннее вещание ведётся на арабском, курдском и туркменском языках, внешнее — на английском, французском, немецком, еврейском, персидском, турецком, урду и русском языках. Телевидение с 1956. Телецентры в Багдаде, Басре, Киркуке, Мосуле. Ведётся на арабском и курдском языках.

Мечеть-мавзолей Абу Ханифы в Багдаде. 1534, перестроена в 17—18 вв. Справа -–современная башня с часами. Ирак.

Мечеть-мавзолей Абу Ханифы в Багдаде. 1534, перестроена в 17—18 вв. Справа -–современная башня с часами.

 

XIII.Литература

Богатая средневековая арабская литература наибольшее развитие получила в Багдаде, столице Халифата и центре арабской культуры и науки (см. Арабская культура, , раздел Литература). Развитие литературы 19 — начало 20 вв. шло главным образом в русле поэзии. Самым распространённым прозаическим жанром оставался эпистолярный. Крупнейшие представители Иракской поэзии — архаист Абд аль-Мухсин аль-Казими (1865—1935), новатор Джемаль Сидки аз Захави (1863—1936), традиционалист Ма-аруф ар-Русафи (1875 1945) — соединили в своём творчестве идеи просветительства и национально-освободительной борьбы. Некоторые из поэтов, вкладывая новое содержание в традиционные поэтические формы, стали основоположниками неоклассической школы в поэзии. Характерными чертами поэзии периода национально-освободительного восстания 1920 были революционный пафос и простота стихов, легко доходивших до сознания народных масс. Жанры рассказа и повести впервые разработал Махмуд Ахмед ас-Сайид (1901—37), последние произведения которого пронизаны социалистическими идеями. Заметное воздействие на общественную жизнь страны оказывали в 30-е гг. сатирики и юмористы Зу-н-Нун Айюб (р. 1908) и др. К середине 50-х гг. в литературе Ирак формируется жанр романа. После революции 1958 литература Ирак пережила большой подъём. Темы антиимпериалистической и антифеодальной борьбы, призывы к социальным преобразованиям и построению социалистического общества преобладали в неоклассической поэзии Мухаммеда Махди аль-Джавахири (р. 1905) и в доступных широким массам стихах Бахра аль-Улюма (р. 1911). Политические и социальные мотивы характерны для творчества Абд аль-Ваххаба аль-Баяти (р. 1926), Хасана аль-Баяти и др. поэтов и прозаиков. Глубоко лирично творчество ас-Сайяба (1926—1964), поэтессы Назик аль-Маляика (р. 1923) и др. поэтов, реформировавших стихосложение. В Ирак развивается также литература на курдском языке (см. в ст. Курды).

>раздел Литература). Развитие литературы 19 — начало 20 вв. шло главным образом в русле поэзии. Самым распространённым прозаическим жанром оставался эпистолярный. Крупнейшие представители Иракской поэзии — архаист Абд аль-Мухсин аль-Казими (1865—1935), новатор Джемаль Сидки аз Захави (1863—1936), традиционалист Ма-аруф ар-Русафи (1875 1945) — соединили в своём творчестве идеи просветительства и национально-освободительной борьбы. Некоторые из поэтов, вкладывая новое содержание в традиционные поэтические формы, стали основоположниками неоклассической школы в поэзии. Характерными чертами поэзии периода национально-освободительного восстания 1920 были революционный пафос и простота стихов, легко доходивших до сознания народных масс. Жанры рассказа и повести впервые разработал Махмуд Ахмед ас-Сайид (1901—37), последние произведения которого пронизаны социалистическими идеями. Заметное воздействие на общественную жизнь страны оказывали в 30-е гг. сатирики и юмористы Зу-н-Нун Айюб (р. 1908) и др. К середине 50-х гг. в литературе Ирак формируется жанр романа. После революции 1958 литература Ирак пережила большой подъём. Темы антиимпериалистической и антифеодальной борьбы, призывы к социальным преобразованиям и построению социалистического общества преобладали в неоклассической поэзии Мухаммеда Махди аль-Джавахири (р. 1905) и в доступных широким массам стихах Бахра аль-Улюма (р. 1911). Политические и социальные мотивы характерны для творчества Абд аль-Ваххаба аль-Баяти (р. 1926), Хасана аль-Баяти и др. поэтов и прозаиков. Глубоко лирично творчество ас-Сайяба (1926—1964), поэтессы Назик аль-Маляика (р. 1923) и др. поэтов, реформировавших стихосложение. В Ирак развивается также литература на курдском языке (см. в ст. Курды).

Минарет Большой мечети в Мосуле. 12 в. Ирак.

Минарет Большой мечети в Мосуле. 12 в.

  Б. В. Чуков.

 

XIV. Архитектура и изобразительноеискусство

На территории Ирак памятники искусства восходят к 4-му тыс. до н. э. (археологические культуры Урука, Джемдет-Насра, эль-обейдская культура). Обнаружены многочисленные памятники одной из древнейших цивилизаций мира — вавилоно-ассирийской культуры (раскопки городов Вавилон, Ур, Ниневия, Кальху и др.), Парфянского царства (Хатра), сасанидского искусства (Ктесифон). Важное место занял Ирак в формировании арабской культуры. В 30-е гг. 7 в. основаны города — Куфа, Басра, в начале 8 в. — Васит; ко 2-й половине 8 в. относится укреплённый дворец халифов Ухайдир, с 762 строится по круглому плану Мадинат ас-Салам (Город Мира, современный Багдад). Архитектуру периода расцвета халифата Аббасидов характеризуют постройки Самарры (9 в.): грандиозные дворцовые ансамбли с многочисленными дворами, садами, жилыми и хозяйственными помещениями, укрепленные стенами с башнями (дворец Балькувара); мечети с обширным двором, окруженные стеной с башнями, с монументальным минаретом вблизи (Большая мечеть Мутаваккиля, спиралевидный минарет аль-Мальвия); купольные 8-угольные в плане мавзолеи (Куббат ас-Сулайбия). С ослаблением Халифата в 10—11 вв. монументальное строительство в Ирак сокращается. Архитектура 12 — 1-й половины 13 вв. представлена главным образом памятниками Багдада (комплекс медресе Мустансирия, городские ворота Баб аль-Вастани) и Мосула (Большая мечеть Нур-ад-дина, или Джами аль-Кабир, и минарет), для которых характерны чёткие объёмно-пространственные композиции, сводчатые помещения, высокие порталы, купола на тромпах, декор в виде узорной кладки из кирпича, резной терракоты, иногда рельефов. Получили распространение 8-гранные мавзолеи с высокими коническими ячеистыми куполами (мавзолей Зубайды в Багдаде). После монгольского нашествия, в 13—15 вв. строительство почти не велось. В архитектуре 16—17 вв. заметно влияние зодчества сефевидского Ирана: возводятся большие купольные мавзолеи-мечети с ярким полихромным декором — глазурованными керамическими облицовками, позолотой, росписями, резным стуком (мавзолеи-мечети: Мусы аль-Кадима, так называемая Золотая мечеть, в Багдаде, имама Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе). Народное жилище Ирак вплоть до 20 в. сохраняло традиционную планировку с внутренним двором, лоджиями и террасой на колоннах; окна и балконы верхних этажей часто имели узорные деревянные решётки.

Купол мавзолея имама Хуссейна в Кербеле. Период Аббасидов. Ирак.

Купол мавзолея имама Хуссейна в Кербеле. Период Аббасидов.

  Изобразительное искусство Ирак периода Аббасидов представлено фрагментами стенной живописи и росписей по дереву с изображениями живых существ, а также орнаментальными стуковыми рельефами и резными деревянными панелями (из Самарры, Такрита). В Багдаде и в северном Ирак в этот период начала развиваться книжная миниатюра, расцвет которой наступил в 12—13 вв. К багдадским относятся отличающиеся лаконизмом иллюстрации к научным трактатам («Фармакология» Диоскорида, 1222, в разных музеях), исполненные жизненной выразительности миниатюры к «Макамат» аль-Харири (рукопись начала 13 в. в Ленинградском отделении Института востоковедения; рукопись 1237 с иллюстрациями Яхья ибн Махмуда в Национальной библиотеке в Париже). Северо-иракской миниатюре присуща торжественная парадность («Книга песен», 1218—19, Национальная библиотека в Стамбуле). В конце 14 в. в Багдаде работал тонкий колорист и мастер композиции Джунаид Султани (иллюстрации к «Хамсе» Хаджу Кермани, 1396, Британский музей, Лондон). В декоративно-прикладном искусстве средневекового Ирак важное место занимали: керамика — с рельефным декором, включающим изображения людей и животных (8—14 вв.), глазурованная с росписью люстром (9 в., Самарра) или с полихромной росписью; художественные изделия из металла — сосуды в форме птиц или зверей (8—9 вв.) либо украшенные чеканкой, гравировкой, серебряной инкрустацией (13 в., Мосул) — и из стекла (Самарра); ткачество — золототканые, шёлковые, шерстяные и льняные ткани. Средневековые художественные традиции сохраняются вплоть до 20 в.

«Абу Зайд у судьи в Йемене». Миниатюра рукописи «Макамат» аль-Харири (темпера, ок. 1225-35, Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР). Ирак.

«Абу Зайд у судьи в Йемене». Миниатюра рукописи «Макамат» аль-Харири (темпера, ок. 1225-35, Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР).

  Национально-освободительное движение 20 в. и революция 1958 способствовали развитию новой архитектуры. Багдад, реконструированный в 1920—30-х гг., постепенно застраивается современными правительственными, общественными и жилыми зданиями; началась реконструкция Мосула, Басры и др. городов. К проектированию и строительству привлекаются западные зодчие (В. Гропиус, Ф. Л. Райт, А. Х. Х. Аалто и др.), выдвинулись Иракские архитекторы: Н. А. Джавдад, Р. аль-Чадерчи (автор памятника Неизвестному солдату в Багдаде, 1959), Х. Мунир, К. Х. аль-Мидфаи и др. Для современной архитектуры характерно стремление подчинить международные стандарты местным климатическим и бытовым условиям (солнцезащитные и вентиляционные устройства), а также использовать элементы традиционной планировки и декора (внутренние дворы, узорные решётки и пр.). Продолжается строительство 2-этажных городских жилых домов местного типа.

Дворец Ухайдир. 2-я пол. 8 в. План. Ирак.

Дворец Ухайдир. 2-я пол. 8 в. План.

  Живопись маслом зародилась в Ирак .в начале 20 в. (пейзажи и портреты Абдель-Кадер Рассама, Мухаммеда Салеха Заки и др.). С 1939 подготовка художников ведётся в Институте изящных искусств (Багдад). В 1940—50-х гг. возникли небольшие общества художников, которые в 1956 объединились в Ассоциацию художников Ирак Наряду с живописью развиваются скульптура и графика. Идеи революции 1958 вызвали подъём изобразительного искусства. Джавад Салим, иракский скульптор и живописец, воздвиг на площади ат-Тахрир в Багдаде величественное панно-рельеф «Революция 14 июля» (камень, бронза, 1959—60), в котором органично сочетаются традиции древних культур с современными прогрессивными идеями и художественными приёмами. Поиски современного национального своеобразия на основе местных художественных традиций и опыта мирового искусства 2-й половины 19 — 20 вв. являются основной творческой задачей большинства художников Ирак Живописец Фаик Хасан как в абстрактных композициях, так и в своих тематических картинах придаёт главное значение цвету. Хафиз ад-Дуруби, своеобразно используя традиции импрессионизма, передаёт кипучую жизнь Багдада. Исмаил аш-Шейхли, Дия аль-Азави, Саад ат-Тай и Нури ар-Рави ищут вдохновение в народном примитиве, в старинных легендах. В реалистических традициях работают художники Ата Сабри, Халед аль-Джадер и др. Произведения на актуальные темы современности создают живописцы Мухаммед Ариф и Махуд Ахмед. Некоторые скульпторы (Халед ар-Раххаль, Мухаммед Гани), а также авторы майоликовых панно (Шамс-ад-дин Фарис, Ниэмат Махмуд) сочетают реалистические принципы с приёмами древнего искусства. Поиски форм, отвечающих новому быту, наблюдаются в керамике. На протяжении столетий на территории Ирак развивается художественная культура курдов (см. в ст. Курды).

Джавад Салим. Панно-рельеф «Революция 14 июля» в Багдаде. Камень, бронза. 1959—60. Ирак.

Джавад Салим. Панно-рельеф «Революция 14 июля» в Багдаде. Камень, бронза. 1959—60.

 

  Лит.: Певзнер С. Б., Молодое искусство Ирака, «Искусство», 1959, № 11; Фарадж Аббоан-Нуман, Иракская школа живописи и ваяния, там же; Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А., Искусство арабских народов. (Средневековый период), М., 1960; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 15—28; там же, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 459—461; Крачковская В. А., Миниатюры «Книги Макам» ал-Харири, «Ученые записки ЛГУ», 1962, № 306; Искусство Древнего Востока, М., 1968 (серия «Памятники мирового искусства»); Воронина В. Л., Архитектура арабских стран, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, М., 1969; Халаминская М., Искусство современного Ирака, «Творчество», 1971, № 2; Creswell К. А. С., Early Muslim architecture, v. 1—2, Oxf., 1932—40; Ettinghausen R., Arabische Malerei, Genv., [1962]; ар-Рави Нури, Таамулят филь фанн аль-Ираки аль-Хадис (Размышления о современном иракском искусстве), Багдад, 1962.

  Б. В. Веймарн.

 

Ирак, Иракская Республика (Аль-Джумхурия аль-Иракия).

Флаг государственный. Ирак. Ирак.

Флаг государственный. Ирак.

Государственный герб Ирака. Ирак.

Государственный герб Ирака.

 

На чулочно-трикотажной фабрике в г. Кут-эль-Амара. Ирак.

На чулочно-трикотажной фабрике в г. Кут-эль-Амара.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
Общая характеристика экономики.
VIII. Вооруженные силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XV. Музыка
XVI. Театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Боливар (ден. единица Венесуэлы) Боливар, денежная единица Венесуэлы. Введена в 1910.
Бруссонетия (Broussonetia), род деревьев и кустарников семейства тутовых.
Вал отбора мощности (ВОМ), механизм силовой передачи, при помощи которого часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси, автомобиля специального назначения и др.
Вербицкая Анастасия Алексеевна [10(22).2.1861, Воронеж,—16.
Витебская область, в составе Белорусской ССР.
Воронов Михаил Алексеевич [5(17).9.1840, Саратов, — 19(31).
Газовая сеть, система трубопроводов (газопроводов), служащая для транспортировки горючих газов и распределения их между потребителями; основной элемент системы газоснабжения населённого пункта.
Гемартроз (от греч.  haima — кровь и arthron — сустав), кровоизлияние в полость сустава.
Гинкговые (Ginkgoales), порядок голосеменных растений, включающий более 10 родов; Г.
Горизонт (географич.) Горизонт (греч. horizon, родительный падеж horizontos, от horizo — ограничиваю), часть земной поверхности, видимая глазом наблюдателя на открытой местности.
Грузинская Православная церковь, одна из древнейших православных христианских церквей; возникла в 1-й половине 4 в.