Кальвин ЖанБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ж. Кальвин. Кальвин (Calvin, латинизир. Calvinus, франц. Cauvin — Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция, — 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое образование. Под влиянием проповеди М. Лютера стал склоняться к протестантизму. В 1533 отрекся от католической церкви. В 1534, ввиду усилившихся во Франции преследований протестантов, бежал в Базель, где в 1536 вышло его главное соч. «Наставление в христианской вере» (сначала на латинский, затем на французский язык), в котором дано систематическое изложение нового вероучения. В том же 1536 Кальвин Жан приехал в Женеву, где уже победила Реформация. Введение Кальвин Жан (с помощью магистрата) суровых постановлений о церковной дисциплине и нравственности горожан, споры с деятелями Реформации в Берне, откуда Женева заимствовала вначале реформационные идеи, привели к тому, что Кальвин Жан был выслан из Женевы и уехал в Страсбург (1538). В сентябре 1541 Кальвин Жан вернулся в Женеву и оставался там до конца жизни, сделавшись главой нового направления протестантизма — кальвинизма. Под влиянием Кальвин Жан женевский магистрат принял новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята затем кальвинистскими общинами др. стран. Отражая интересы буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, Кальвин Жан провёл ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». С помощью консистории, возглавлявшей церковь и фактически подчинившей себе светскую власть, он упразднил пышный католический культ; как советник правительства добился установления мелочного и придирчивого надзора над гражданами, обязательного посещения церковной службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т.п. Кальвин Жан отличался крайней религиозной нетерпимостью как к католицизму, так и к народным реформационным течениям (особенно к анабаптизму), последователей которых он обвинял в безбожии; по настоянию Кальвин Жан противники его учения подвергались изгнанию, смертной казни (сожжение в 1553 М. Сервета) и др. карам.
Соч.: Opera quae supersunt omnia, ed. G. Baum, Е. Cunitz, Е. Reuss, v. 1—59, Brunsvigae, 1863—1900 (Corpus reformatorum, v. 29—87); Opera selecta, ed. P. Barth, Bd 1, 3—5, Münch, 1926—36. Лит. см. при ст. Кальвинизм. С. Д. Сказкин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|