Каратыгины

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

Каратыгины, семья русских актёров. Андрей Васильевич Каратыгины [4(15).7.1774, Петербург, — 26.12.1831 (7.1.1832), там же], окончил Петербургское театральное училище (1794, занимался у И. А. Дмитревского). В 1791 дебютировал на сцене петербургского Большого театра (Гектор — «Игрок» Реньяра). Играл роли молодых повес, позднее (с 1810) — «благородных отцов». С 1819 режиссёр петербургской драматической труппы. Оставил сцену в 1822. С 1794 до конца жизни вёл дневник — «Журнал театральный», куда ежедневно заносил все события петербургской драматической сцены (хранится в институте рус. литературыПушкинский дом, Ленинград); фактические данные «Журнала» были использованы П. Н. Араповым в «Летописи русского театра» (1861).

  Василий Андреевич Каратыгины [26.2(10.3).1802, Петербург, 13(25).3.1853, там же], сын Андрея Васильевича Каратыгины Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством занимался с А. А. Шаховским и П. А. Катениным — видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии. В 1820 дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия В. А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, Каратыгины Ф. Рылеевым, В. Каратыгины Кюхельбекером), Каратыгины после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю. На раннем этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е гг. определились характерные черты его актёрского стиля — приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида («Димитрий Донской» Озерова, «Сид» Корнеля), Ипполита («Федра» Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгины — ведущий трагик этого театра. Играл главные роли в псевдопатриотических пьесах: Пожарский, Ляпунов («Рука всевышнего отечество спасла», «Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский» Кукольника), Иголкин («Иголкин, купец Новгородский» Полевого) и др. Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгины подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя — ревность Отелло, стремление захватить престол — у Гамлета («Отелло» и «Гамлет» Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Критики В. Г. Белинский, Н. И. Надеждин («П. Щ.») отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгины, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество П. С. Мочалова. «Смотря на его игру, — писал Белинский в статье «И моё мнение об игре г. Каратыгина», — вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы...» (Полное собрание соч., т. 1, 1953, с. 187). Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгины Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины. «... Его игра становится всё проще и ближе к натуре...», — отмечал Белинский в статье, посвященной исполнению Каратыгины главной роли в драме «Велизарий» Шенка (1839) (там же, т. 3, 1953, с. 323). Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие Каратыгины образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI («Заколдованный дом» Ауфенберга, 1836). Творчество Каратыгины, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства. Каратыгины был первым исполнителем ролей Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона («Каменный гость», 1847, и «Скупой рыцарь», 1852, Пушкина), Арбенина («Маскарад» Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на рус. сцене более 40 пьес (в том числе «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца, «Король Лир», «Кориолан» Шекспира, и др.).

<a target=<a target=В. А. Каратыгин в роли Нино («Уголино» Н. А. Полевого). Каратыгины." alt="В. А. Каратыгин в роли Нино («Уголино» Н. А. Полевого)." Каратыгины." alt="В. А. Каратыгин в роли Велизария («Велизарий» Э. Шенка)."

В. А. Каратыгин в роли Нино («Уголино» Н. А. Полевого). Каратыгины.

В. А. Каратыгин в роли Нино («Уголино» Н. А. Полевого).

В. А. Каратыгин. Каратыгины.

В. А. Каратыгин.

В. А. Каратыгин в роли Велизария («Велизарий» Э. Шенка).

  Александра Михайловна Каратыгины (урожденная Колосова) [4(16).2.1802, Петербург, — 7(19).3.1880, там же], жена Василия Андреевича Каратыгины Ученица А. А. Шаховского и П. А. Катенина. Дебютировала на петербургской сцене в 1818. Выступала в классицистском репертуаре (Моина — «Фингал» Озерова, Камилла — «Горации» Корнеля, и др.). Наибольшего успеха добилась в романтических драмах, мелодрамах, салонных комедиях. Среди её ролей — Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера), госпожа де Лери [«Женский ум лучше всяких дум» («Каприз») Мюссе], Елена Глинская («Елена Глинская» Полевого).

  Петр Андреевич Каратыгины [29.6(11.7).1805, Петербург, — 24.9(6.10).1879, там же], сын Андрея Васильевича Каратыгины Окончив Петербургское театральное училище (1821), всю жизнь играл в Александрийском театре. Исполнял роли преимущественно в комедиях и водевилях. Наибольшую известность приобрёл как драматург-водевилист. Написал свыше 40 водевилей («Водевили», 1937). Лучшие из них имели успех благодаря злободневности сюжета, живости диалога, занимательности куплетов: «Дом на Петербургской стороне» (1838), «Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони» (1838), «Булочная, или Петербургский немец» (1843), «Вицмундир» (1845), «Дядюшка о трёх ногах» (1853) и др. Ограниченность взглядов Каратыгины проявилась в водевиле «Натуральная школа» (1847), в котором он высмеял реалистическое и демократическое направление рус. литературы. Каратыгины — автор «Записок» (т. 1—2, 1929—30, последнее изд. 1970), в которых нашли отражение события театральной жизни тех лет.

  Актрисой петербургской сцены была также жена Андрея Васильевича, мать Василия и Петра Каратыгины Александра Дмитриевна Каратыгины (до замужества Перлова) (1777—1859).

 

  Лит.: Лебедев В. А., «Журнал Театральный» артиста Андрея Каратыгина, в сборнике: О театре, [т.] 2, Л., 1927; Карпинская Е., Финкельштейн Е., О Каратыгине, «Театр», 1941, № 5; Родина Т., Русские романтические актёры. П. Мочалов. В. Каратыгин, в кн.: Театральный альманах. Сб. ст. и материалов, кн. 8, М., 1948, с. 163—91; Альтшуллер А, Я., Театр прославленных мастеров. Очерки истории Александрийской сцены, Л.. 1968, с. 31—34, 42—45, 58—67; Королёва Н., П. А. Каратыгин и его «Записки», в кн.: Каратыгин П., Записки, Л., 1970.

  А. Я. Альтшуллер.

Так же Вы можете узнать о...


Радиозонд, аэрологический прибор, измеряющий давление, температуру и влажность воздуха и автоматически передающий по радио на Землю значения этих метеорологических элементов с разных высот во время подъёма в атмосфере.
Рейнольдса число, один из подобия критериев для течений вязких жидкостей и газов, характеризующий соотношение между инерционными силами и силами вязкости: Re = rvl/m, где r — плотность, m — динамический коэффициент вязкости жидкости или газа, v — характерная скорость потока, l — характерный линейный размер.
Романов Михаил Федорович

[16(28).
Сайпан

(Saipan), остров вулканического происхождения в Тихом океане, в числе Марианских островов.
Световые приборы, предназначаются для освещения, облучения, световой сигнализации или проекции (см.
Середа Семен Пафнутьевич (1.2.1871, с. Сетлово Менского уезда Черниговской губернии, — 21.
Скифы (греч. Skythai), общее название основного населения Северного Причерноморья, состоявшего из родственных племён североиранской языковой группы индоевропейской семьи.
Соколовский Василий Данилович [9(21).7.1897, Козлики Белостокского уезда Гродненской губернии, — 10.
Средневековые лады, церковные лады, наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения — двенадцати) ладов, лежащих в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западно-европейского средневековья.
Стригальный пункт, помещение, оснащенное технологическим оборудованием для механизированной стрижки овец.
Сюреньские стоянки, две пещеры (Сюрень I и II) каменного века, расположенные в Крыму, близ с.
Телескопический видоискатель ,видоискатель, оптические компоненты которого образуют телескопическую (афокальную) систему.
Тоарский ярус [от названия г. Туар (Thouars) во Франции], верхний (четвёртый снизу) ярус нижнего отдела юрской системы [см.
Трихинеллёз, глистное заболевание человека и животных из группы нематодозов, обусловленное паразитированием трихинелл (см.