Мочалов Павел Степанович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

П. С. Мочалов. Мочалов Павел Степанович.

П. С. Мочалов.

Мочалов Павел Степанович [3(15).11.1800, Москва, — 16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца — видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра — С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника («Эдип в Афинах» Озерова) был принят в 1817 на московскую императорскую сцену (с 1824 — Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, Мочалов Павел Степанович придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций — «Гораций»), Вольтера (Танкред — «Танкред»), Мочалов Павел Степанович не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал — «Фингал»; Димитрий Донской — «Димитрий Донской») были для Мочалов Павел Степанович переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, Мочалов Павел Степанович захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей Мочалов Павел Степанович в мелодраме и романтической драме: Юлий («Железная маска» Цшокке), Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа), Кин («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца), Бидерман («Смерть или Честь» Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, Мочалов Павел Степанович нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у Мочалов Павел Степанович в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор («Разбойники», 1828) и Фердинанд («Коварство и любовь», 1829). Важнейшее место в творчестве Мочалов Павел Степанович занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло («Отелло», 1837), Лир («Король Лир», 1839), Ричард III («Ричард III», 1839), Ромео («Ромео и Джульетта», 1841). Крупнейшим созданием Мочалов Павел Степанович был образ Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х гг. драма Гамлета была для Мочалов Павел Степанович драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление Мочалов Павел Степанович стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). Мочалов Павел Степанович проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, Мочалов Павел Степанович исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина «Чёрная шаль» (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей Мочалов Павел Степанович — Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества Мочалов Павел Степанович велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. Мочалов Павел Степанович способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства Мочалов Павел Степанович был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Н. В. Гоголь, Мочалов Павел Степанович Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. А. И. Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России» (Собрание соч., т. 17, 1959, с. 268—69). К. С. Станиславский видел в Мочалов Павел Степанович одного из гениев мирового театра.

П. С. Мочалов в роли Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу). Художник В. Каракалпаков. Мочалов Павел Степанович.

П. С. Мочалов в роли Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу). Художник В. Каракалпаков.

 

  Лит.: Соболев Ю. В., Павел Мочалов, Мочалов Павел Степанович, 1937; Белинский В. Г., О драме и театре, Мочалов Павел Степанович — Л., 1948; Павел Степанович Мочалов. [Сборник], Мочалов Павел Степанович, 1953; Дмитриев Ю., Мочалов — актёр-романтик, Мочалов Павел Степанович, 1961.

  Т. Мочалов Павел Степанович Родина.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Питерсбург (Pietersburg), город в ЮАР, на С.
Радиоактивные аэрозоли, естествепные или искусственные аэрозоли с радиоактивной дисперсной фазой.
Свободные художественные мастерские, Государственные свободные художественные мастерские, советские художественные учебные заведения (1918 — начало 1920-х гг.
Стандартный потенциал, то же что нормальный потенциал.
Торговое право, в ряде буржуазных государств самостоятельная отрасль права, регулирующая наряду с гражданским правом отношения, возникающие в сфере гражданского и торгового оборота.
Фор (народ) Фор, фур, народ, живущий в зап. части Республики Судан, в горной местности Гебель-Марра (провинция Дарфур).
Чилийская котловина, океаническая котловина в юго-восточная части Тихого океана.
Юрюзань (река) Юрюзань, река в Башкирской АССР и Челябинской области РСФСР, левый приток Уфы (бассейн Камы).
Ареометр (от греч. araiys — cлабый, здесь — жидкий и metréô — измеряю), прибор для измерений плотности жидкостей и твёрдых тел.
Бобовая тля, насекомое отряда равнокрылых хоботных семейства Aphididae, вредитель сахарной свёклы, конских бобов, фасоли и других культур, то же, что свекловичная тля.
Витаминоносные растения, растения, образующие и накапливающие витамины в количествах, достаточных, чтобы служить сырьём для промышленности, производящей чистые препараты или концентраты витаминов, или источником обеспечения ими организма человека и с.
Глазодвигательный нерв (n. oculomotorius), 3-я пара черепномозговых нервов.
Диолефины, то же, что диеновые углеводороды.
Игил, игиль, тувинский струнный смычковый музыкальный инструмент; у алтайцев называется икили, у хакасов — ыых.
Кашен Марсель Кашен (Cachin) Марсель (20.9.1869, Пемполь, — 12.
Крамской Иван Николаевич [27.5(8.6).1837. Острогожск, ныне Воронежской области, — 24.
Ложные сооружения, окопы, траншеи, ходы сообщения, укрытия для боевой техники с установленными в них макетами артиллерийских орудий, ракет, танков, боевых машин, а также ложные переправы, мосты и др.