Студенчество

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТЁ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТШ
СТЫ
СТЬ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Студенчество, учащиеся высших учебных заведений. Термин «Студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определённой численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т. д.; определённое общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодёжи и которая характеризуется определёнными социально-психологическими особенностями.

  Студенчество как особая группа возникло в Европе в 12 в. одновременно с первыми университетами. Средневековое Студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль Студенчество в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда др. социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 — начале 20 вв. Студенчество отличалось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни. В. И. Ленин в 1903 писал, что Студенчество «является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, — «соответствовала» не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 343).

  Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе Студенчество Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодёжных возрастных группах. С 1950 по 1966 численность студентов высшей школы увеличилась в мире в 3,2 раза. В 1913 число студентов на 10 тыс. населения составляло в Европе от 7 до 11, в 1934 — от 11 до 30 чел. Эта пропорция составляла в США в 1971/72 учебном году 273, в СССР (1973/74) — 186, во Франции (1970/71) — 132, в Италии (1972/73) — 118, в Великобритании (1971/72) — 94, в ФРГ (1971/72) — 66. Быстро растет число студентов в развивающихся странах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация Студенчество, студенческие городки становятся всё более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает Студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определённые сдвиги происходят и в половозрастной структуре Студенчество, в частности увеличивается количество женщин.

  Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, Студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определённую социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у Студенчество известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причём это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют др. социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организации.

  Однако, несмотря на эти общие черты, Студенчество социально неоднородно и нет никаких оснований считать его общественным классом, как это предлагают некоторые западные социологи (например, И. Л. Горовиц и У. Фридленд, США). Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение Студенчество и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

  В капиталистических странах, несмотря на значительный рост численности Студенчество, высшее образование остаётся классовым. Растущая стоимость высшего образования, инфляция, недостаточность числа и размеров стипендий, неподготовленность высших учебных заведений к наплыву студентов и т. д. особенно тяжело сказываются на представителях беднейших слоев общества. Численность детей рабочих и особенно крестьян в вузах значительно меньше, чем выходцев из средних слоев; они также чаще отсеиваются. Во многих странах, в том числе развивающихся, содержание образования не соответствует запросам жизни, архаичная система высшего образования (в частности, односторонний крен в сторону гуманитарных дисциплин) не обеспечивает подготовки специалистов того профиля, который требуется народному хозяйству. В др. странах (например, в США) перенасыщение рынка рабочей силы вызывает высокую безработицу среди квалифицированных кадров. Это сказывается на положении и настроениях Студенчество, побуждает его к протесту (см. Студенческое движение).

В социалистических странах Студенчество представляет передовой отряд молодёжи. Если численность населения СССР в 1922—72 выросла на 55%, то число студентов вузов увеличилось в 21 раз. В 1940/41 учебном году в СССР было 812 тыс. студентов, в 1973/74 — 4621 тыс.; выпуск специалистов возрос соответственно со 126,1 тыс. в 1940 до 692,3 тыс. в 1973. Важным завоеванием является увеличение числа женщин в составе Студенчество (с 28% в 1927/28 до 50% в 1973/74). Систематически увеличивается стипендиальный фонд и принимаются другие меры для повышения материальной обеспеченности Студенчество Подготовительные курсы, рабфаки и сами правила приёма направлены на то, чтобы облегчить поступление в вузы представителей рабоче-крестьянской молодёжи и обеспечить равенство социальных возможностей всех классов и социальных групп. Высокая социальная активность Студенчество выражается в том, что, помимо овладения научными знаниями, Студенчество активно участвует в трудовой и общественно-политической жизни страны (летний трудовой семестр, комсомольская работа и т. д.). Коммунистическая партия и Советское государство уделяют большое внимание совершенствованию системы образования и идейно-политическому воспитанию Студенчество, его вовлечению в самостоятельную научную работу, расширению культурного кругозора.

 

  Лит.: Рубин Б. Г., Колесников Ю. Студенчество, Студент глазами социолога, Ростов н/Д., 1968; Кон И. О., Студенчество на Западе как социальная группа, «Вопросы философии», 1971, № 9; Молодёжь и образование, М., 1972; Турченко В. Н., Научно-техническая революция и революция в образовании, М., 1973; Иконникова Студенчество Н., Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ, Л., 1974; Лясовский В. Т., Дмитриев А. В., Личность студента, Л., 1974; Parsons Т., Platt G. М., The American university, 2 ed., Camb. (Mass.), 1974. см. также лит. при ст. Молодёжь.

  И. Студенчество Кон.

Студенчество в СССР. Советское Студенчество под руководством партийных и комсомольских организации участвует в хозяйственной, социально-политической, научной, культурной и спортивной жизни страны, а также в международном студенческом движении. Деятельность Студенчество в СССР неразрывно связана с интересами советского народа. В 20-е гг., следуя указанию В. И. Ленина о необходимости «... довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 года дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие разрушения этого господства...» (Полн. собр. соч., т. 38, 5 изд., с. 116), Студенчество способствовало «пролетаризации» высшей школы. Студенты-коммунисты участвовали в создании рабочих факультетов. К 30-м гг. изменился социальный состав студентов, среди них выросло число комсомольцев (см. Высшее образование).

В годы довоенных пятилеток (1929—40) советское Студенчество помогало осуществлению социалистических преобразований: индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции (введение всеобщего семилетнего образования, ликвидация неграмотности и др.). Тысячи студентов оказывали помощь предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам. Комсомольские организации вузов основное внимание обращали на совершенствование учебного процесса и политического воспитания, соединение теоретического обучения с производственной практикой, развитие научно-исследовательской работы. В 30-е гг. советские студенты создавали хозрасчётные студенческие «бригады реального проектирования», научные кружки при кафедрах; в 40-е гг. научные кружки, бригады и др. были объединены в научные студенческие общества и студенческие конструкторские бюро (см. Студенческие научные общества в СССР).

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 240 тысяч студентов стали воинами Советской Армии. Более 1000 воспитанников МГУ в июне 1941 ушли на фронт добровольцами. В 460 вузах страны студенты учились под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!». 150 тысяч из них совмещали учёбу с работой на производстве. В 1941 в Москве была создана студенческая секция Антифашистского комитета советской молодёжи (с 1956 Студенческий совет СССР). После окончания войны 30 тысяч фронтовиков поступили в вузы. Они оказывали существенное влияние на студенческую молодёжь своей принципиальностью, политической активностью и трудолюбием.

  В конце 50-х гг. зародились студенческие строительные отряды, участники которых во время летних каникул работают на промышленных и с.-х. объектах страны, прокладывают линии электропередач, железные и шоссейные дороги, строят жилые дома, школы, больницы и клубы. Студенты работают летом в торговле, в сфере обслуживания, на транспорте. В 1974 в таких отрядах было более 600 тысяч студентов. Совместный труд с рабочими и колхозниками стал школой общественно-политической и трудовой закалки будущих специалистов.

  В 60—70-е гг. советские студенты участвовали в создании школ молодого лектора, факультетов общественных профессий, организации всесоюзных студенческих агитпоходов и всесоюзных конкурсов студенческих работ по общественным наукам, истории ВЛКСМ и международному молодёжному движению. 19—20 октября 1971 в Москве состоялся Всесоюзный слёт студентов. В 1972—74 в 5-м всесоюзном конкурсе, посвященном 50-летию со дня присвоения комсомолу имени В. И. Ленина, участвовало более 1.5 млн. студентов (в первом конкурсе 1966/67 учебном году — 86 тысяч). С 1973 проходит всесоюзная олимпиада «Студент и научно-технический прогресс». Развивается научно-исследовательская деятельность студентов. В 1971—74 они получили свыше 5300 авторских свидетельств и патентов, участвовали в выполнении более 70 тыс. работ, внедрённых в производство.

  Студенты участвуют в создании общественных подготовительных курсов для поступающих в вузы. Они являются членами групп народного контроля и др. Представители студенческих организаций входят в Совет по высшей школе при министерстве Высшего образования СССР, в советы ректоров учебных заведений, в состав научных, технических, культурных, спортивных и др. общественных организаций, которые занимаются вопросами учёбы, быта, труда и отдыха молодёжи вузов. В СССР выходит общественно-политический и литературно-художественный журнал «Студенческий меридиан». Советские студенты имеют своё спортивное общество «Буревестник».

  В жизни советских студентов большую роль играют комсомольские организации. В 1974 они охватывали более 95% студентов вузов (в 1928 — 19,2%, в 1935 — 32,5%).

  Советские студенты на протяжении всей истории Советского государства участвовали в международном движении прогрессивного Студенчество Они входили в Коммунистический интернационал молодёжи в 1919—43, боролись за создание антифашистского фронта молодёжи в годы 2-й мировой войны 1939—45. Студенческий совет СССР сотрудничает со студенческими организациями более 100 стран. Представители советского Студенчество участвуют в работе Международного союза студентов, в мероприятиях, проводимых совместно со Всемирной федерацией демократической молодёжи (ежегодно отмечается Международный день студентов, организуются Всемирные фестивали молодёжи и студентов и др.). Советские студенты — участники всемирных летних и зимних универсиад, студенческих лагерей и др.

  За отличную учёбу, активную общественную деятельность, самоотверженный труд в 1970—74 более 4 тыс. студентов награждено орденами и медалями СССР. Свыше тысячи студентов — депутаты Верховных Советов союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.

 

  Лит: Комсомол и высшая школа. Сб. документов и материалов, М., 1968: Комсомол в вузе, М., 1973; Всесоюзный слет студентов, Москва, 1971. Документы и материалы, М., 1972; Студенты-наследники революции. Встреча студентов социалистических стран, М., 1975.

  В. И. Барсуков, В. М. Орёл.

Так же Вы можете узнать о...


Расин Жан Расин (Racine) Жан (21.12.1639, Ферте-Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, — 21.
Сейвал, сайдяной кит (Balaenoptera borealis), морское млекопитающее семейства полосатиков подотряда беззубых китов.
Статистика населения, см. Демографическая статистика.
Торгово-промышленная партия, контрреволюционная партия крупной русской торгово-промышленной и финансовой буржуазии.
Флюгер (от нем. Flugel или голл. vieugel – крыло), прибор для определения направления и измерения скорости ветра.
Черноспинка, рыба семейства сельдевых; то же, что бешенка.
Эсэ-Хайя, поселок городского типа в Верхоянском районе Якутской АССР.
Ансон Джордж Ансон (Anson) Джордж (23.4.1697 — 6.6.1762), английский военно-морской деятель, адмирал (1761), барон (1747).
Бернштам Александр Натанович [18.9(1.10).1910, Керчь, — 10.
Вепш (Wieprz), река в Польше, правый приток Вислы.
Генетические карты хромосом, схемы относительного расположения сцепленных между собой наследственных факторов — генов.
Дезинфекция (от дез... и позднелат. infectio — заражение), методы и средства уничтожения болезнетворных микроорганизмов на путях передачи от источника инфекции к здоровому организму.
Заключение предварительное (юридическое), см.
Кальдас (Caldas), департамент в центральной части Колумбии, в горах Центральной Кордильеры и на прилегающей к ним части долины р.
Коммелиновые (Commelinaceae), семейство однодольных растений.