Кружево

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КРА
КРЕ
КРЁ
КРЖ
КРИ
КРК
КРЛ
КРН
КРО
КРС
КРУ
КРЫ
КРЭ
КРЮ
КРЯ

Кружево, текстильное изделие без тканой основы в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.). Кружево применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные Кружево; полосы-прошивки, зубчатые бордюры) или вставок (штучные Кружево треугольники квадраты овалы), а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал (штучные Кружево). Главные особенности Кружево как вида декоративно-прикладного искусства — воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для Кружево характерно слияние ажурных узоров и грунта (сетка фона) или контрасты плотного узора (порой рельефного) и ажурного грунта, разнообразие ритмического построения узора, выявление цвета, блеска, фактуры нитей. Часто выразительность Кружево подчёркивается цветом и фактурой ткани с которой Кружево сочетается. По технике исполнения Кружево бывает ручное и машинное. Ручное Кружево плетётся на коклюшках (точёные или резные деревянные палочки), шьётся иглой. Существует также вязаное Кружево, выполненное крючком или на спицах и имитирующее плетёное и шитое Кружево Плетёное Кружево подразделяется на численное и сколочное. Численное Кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Сколочное Кружево («парное» и «сцепное» делается по «сколку» — рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями образующими Кружево В «парном» Кружево узор и фон плетутся одновременно. В «сцепном» Кружево основные элементы узора выполняются в виде тесёмки (т. н. вилюшки) и соединяются между собой (с помощью крючка) нитями «сцепками» или «решётками»). В «парном» Кружево преобладают геометрические узоры а в «сцепном»-растительные.

Образцы кружева «русский гипюр-клюни». 2-я половина 19 в. Русский музей, Ленинград. Кружево.

Образцы кружева «русский гипюр-клюни». 2-я половина 19 в. Русский музей, Ленинград.

  Кружево появилось на рубеже 15-16 вв., по видимому, в Италии. Ранние шитые Кружево представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим или растительным орнаментом, а также изображениями людей и животных. В конце 16 в. получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр, т. е. Кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками. B середине 17 в. узор шитых венецианских гипюров состоял из характерных для барокко динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром. В 18 в. Италия теряет своё значение как ведущая страна по изготовлению Кружево, на первое место выступают Фландрия и Франция, Во Фландрии производство Кружево развивалось с конца 16 в.: сначала шитых, с геометрическим узором, затем — плетёных. Особенно славились тонкие плетёные Кружево типов «бенш», «валансьенн», «малин» (названия по городам, в которых они производились), с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В начале 18 в. стали изготовлять легкое и воздушное тюлевое Кружево (см. Тюль), в орнаменте которого использовались мотивы рококо: гирлянды, завитки и т. д. Крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель. С середины 18 в. здесь делали аппликацию по тюлю. Способ изготовления такого Кружево ускорил, удешевил производство и создал условия для появления крупных изделий — шалей, пелерин и т. д.

Вверху — мерное плетёное кружево типа «малин». Мехелен (Малин, Фландрия). Середина 18 в. Внизу — мерное плетёное кружево типа «малин». Бельгия 19 в. Эрмитаж. Ленинград. Кружево.

Вверху — мерное плетёное кружево типа «малин». Мехелен (Малин, Фландрия). Середина 18 в. Внизу — мерное плетёное кружево типа «малин». Бельгия 19 в. Эрмитаж. Ленинград.

Вверху — воротник, внизу — барб. Оба — плетёное кружево типа «бенш». Бенш (Фландрия). Начало 18 в. Эрмитаж. Ленинград. Кружево.

Вверху — воротник, внизу — барб. Оба — плетёное кружево типа «бенш». Бенш (Фландрия). Начало 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

  Во Франции производство Кружево развивалось с середины 17 в. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растительные побеги, фигурки людей, амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантапе, Седане. В 18 в. в тех же центрах производили шитое по тюлю Кружево с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В конце 18 — начале 19 вв. орнамент тюлевого Кружево располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки, или т. н. мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые Кружево типов «блонды» (из золотистого и чёрного несучёного шёлка) и «шантийи» (из белого и чёрного кручёного шёлка).

Наколка. Плетёное кружево типа «шантийи». Франция. 2-я половина 19 в. Эрмитаж. Ленинград. Кружево.

Наколка. Плетёное кружево типа «шантийи». Франция. 2-я половина 19 в. Эрмитаж. Ленинград.

<a target=<a target=Волан. Шитое кружево. Седан (Франция). Нчало 18 в. Эрмитаж. Ленинград. Кружево." alt="Волан. Шитое кружево. Седан (Франция). Нчало 18 в. Эрмитаж. Ленинград." Кружево." alt="Волан. Плетёное кружево типа «блонды». Франция. 19 в. Эрмитаж. Ленинград."

Волан. Шитое кружево. Седан (Франция). Нчало 18 в. Эрмитаж. Ленинград. Кружево.

Волан. Шитое кружево. Седан (Франция). Нчало 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

Волан. Плетёное кружево. Брюссель (Фландрия). Первая четверть 18 в. Эрмитаж. Ленинград. Кружево.

Волан. Плетёное кружево. Брюссель (Фландрия). Первая четверть 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

Волан. Шитое кружево. Алансон (Франция). 2-я половина 19 в. Эрмитаж. Ленинград. Кружево.

Волан. Шитое кружево. Алансон (Франция). 2-я половина 19 в. Эрмитаж. Ленинград.

Волан. Плетёное кружево типа «блонды». Франция. 19 в. Эрмитаж. Ленинград.

Шарф. Шитое кружево. Аржантан (Франция). Середина 18 в. Эрмитаж. Ленинград. Кружево.

Шарф. Шитое кружево. Аржантан (Франция). Середина 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

  В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных Кружево в виде прошивок из золотых и серебряных нитей с характерным крупным плоскостным узором относятся к 1-й четверти 17 в. Введение в 18 в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства Кружево в монастырях и помещичьих усадьбах. Художественный эффект русского Кружево 18 в. с геометрическими и растительными узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных материалов: белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нити. Однако, помимо общих черт, в русском Кружево 18 в. наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Балахны, Калязина, Торжка, Рязани и др. В 1-й четверти 19 в. производство Кружево начинает принимать форму промысла. В советское время (20-е гг.) организована промысловая кооперация, объединившая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, созданы курсы и художественно-профессиональные школы. В советском Кружево, развивающем богатые художественные традиции русского Кружево, используются русские типы узоров, а также новые орнаментальные мотивы. См. также статьи Елецкое кружево,Вологодское кружево.

Золотое кружево. 17 в. Исторический музей. Москва. Кружево.

Золотое кружево. 17 в. Исторический музей. Москва.

  Н. Ю. Бирюкова.

Е. Д. Звездина. Подзор «Конница». Ленинградская область. 1940. Русский музей. Ленинград. Кружево.

Е. Д. Звездина. Подзор «Конница». Ленинградская область. 1940. Русский музей. Ленинград.

  С 19 в. получает распространение дешёвое машинное Кружево, подражающее образцам ручных Кружево Первые попытки механизировать производство грунта сделаны в 1768, когда на трикотажной (чулочной) машине изготовили сетку, похожую на фон Кружево В 1809 английский конструктор Джон Хеккот изобрёл тюлевую челночную машину. Постепенно машинное производство получило распространение, т. к. вышивание рисунка на готовой сетке занимало сравнительно немного времени и не было таким трудоёмким процессом, как изготовление грунта. С 1863, после изобретения в Швейцарии вышивальной машины, начали применять машинный способ нанесения рисунка на тюлевую сетку. Одновременно стали нашивать на тюлевое полотно аппликации из тонкого батиста. В 1834 удалось установить жаккардовый аппарат (см. Жаккарда машина) на тюлевую машину. С этого времени грунт и рисунок (т. е. Кружево в целом) вырабатывается машинным способом. В 1837 тюлевые машины были впервые завезены в Россию (в Петербург), где было организовано гардинное производство.

Воротник. Шитый гипюр. Венеция. Начало 17 в. Эрмитаж. Ленинград. Кружево.

Воротник. Шитый гипюр. Венеция. Начало 17 в. Эрмитаж. Ленинград.

  Машинное Кружево вырабатывается на плетельных машинах с жаккардовым аппаратом, челночных кружевных машинах, на вышивальных машинах и основовязальных машинах.

Деталь полотенца царицы Прасковьи Фёдоровны, подаренного ею в 1696 г. патриарху Адриану. Золотое кружево с изумрудами и жемчугом. Конец 17 в. Оружейная палата. Москва. Кружево.

Деталь полотенца царицы Прасковьи Фёдоровны, подаренного ею в 1696 г. патриарху Адриану. Золотое кружево с изумрудами и жемчугом. Конец 17 в. Оружейная палата. Москва.

  На челночных машинах Кружево образуются за счёт перевива двух систем нитей: основной и уточной (челночной). При взаимодействии челнока и бёрда во взаимно перпендикулярных плоскостях происходит кручение (обвивка) нитей с последующим связыванием между собою узлами. На этих машинах вырабатываются только хлопчатобумажные Кружево Однако тяжёлые условия труда (смазка рабочих органов машины графитом) при выработке челночных Кружево, а также невозможность вырабатывать их из химических волокон заставили искать новые способы производства Кружево В дальнейшем Кружево стали изготовлять способом вязания. Он в несколько раз производительнее челночного и не требует графитной смазки. Фон (сетка-грунт) Кружево, полученных на челночных машинах, имеет ромбовидную структуру, а на основовязальных прямоугольную. Кружево с ромбовидной структурой сетки без какого либо рисунка носит название «гладкий тюль». Кружево с рисунком, имитирующим рисунок Кружево с челночных машин, вырабатывают на рашель-машинах с узорообразующими гребенками. Рабочая ширина основовязальных машин до 4000 мм. Одновременно вырабатывают несколько десятков полос Кружево, которые снимаются в виде сплошного полотна, а затем разрезаются или распускаются на отдельные полосы.

Прошва. Зарайск (Рязанская губерния). 1-я половина 19 в. Фрагмент. Русский музей. Ленинград. Кружево.

Прошва. Зарайск (Рязанская губерния). 1-я половина 19 в. Фрагмент. Русский музей. Ленинград.

  М. И. Петров.

Манжет. Шитое кружево. Италия. Начало 17 в. Эрмитаж. Ленинград. Кружево.

Манжет. Шитое кружево. Италия. Начало 17 в. Эрмитаж. Ленинград.

А. А. Кораблёва. Панно «Космос». 1968. Русский музей. Ленинград. Кружево.

А. А. Кораблёва. Панно «Космос». 1968. Русский музей. Ленинград.

  Лит.: Работнова И. П., Русское народное кружево, М., 1956; Бирюкова Н. Ю., Западноевропейское кружево 16—19 вв., в собрании Эрмитажа, Л.,1959.

Так же Вы можете узнать о...


Каракорум (горн. система в Центр. Азии) Каракорум (тюрк. — чёрные каменные горы), горная система в Центральной Азии.
Кибартай, город в Вилкавишкском районе Литовской ССР.
Колли Николай Джемсович (Яковлевич) [5(17).8.
Корнилова Александра Ивановна Корнилова (по мужу — Мороз) Александра Ивановна [3(15).
Крупные серые гуси, порода гусей, выведенная (1942—50) в совхозах «Борки» Харьковской области УССР и «Арженка» Тамбовской области РСФСР скрещиванием тулузских и роменских гусей.
Ланка (на сингальском яз. — остров), Шри-, название о.
Липман Габриель Липман (Lippmann) Габриель (16.8.1845, Холлерих, Люксембург, — 12.
Мадрас (устар. назв. штата Тамилнад) Мадрас, до 1969 название штата Тамилнад в Индии.
Матчанов Назар Маткаримович (родился 1.1.1923, Хива Хорезмской области Узбекской ССР), советский государственный и партийный деятель, доктор ветеринарных наук (1969), профессор (1971).
Микропористые резины, пористые материалы с размером пор ~ 0,4 мкм, получаемые из твёрдых каучуков и латексов; см.
«Морской сборник», ежемесячный журнал советского ВМФ.