Левицкий Дмитрий Григорьевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛЕБ
ЛЕВ
ЛЕГ
ЛЕД
ЛЕЕ
ЛЕЖ
ЛЕЗ
ЛЕИ
ЛЕЙ
ЛЕК
ЛЕЛ
ЛЕМ
ЛЕН
ЛЕО
ЛЕП
ЛЕР
ЛЕС
ЛЕТ
ЛЕУ
ЛЕФ
ЛЕХ
ЛЕЦ
ЛЕЧ
ЛЕШ
ЛЕЩ

Левицкий Дмитрий Григорьевич [около 1735, Киев (?), — 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом росписи Андреевского собора в Киеве (1752—55). Около 1758 переехал в Петербург. 1770-е — начало 1780-х гг. — период расцвета творчества Левицкий Дмитрий Григорьевич Уже в портрете А. Ф. Кокоринова (1769—70, Русский музей, Ленинград), за который художник получил звание академика, Левицкий Дмитрий Григорьевич выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и др. произведениях (портреты: Н. А. Сеземова, 1770; П. А. Демидова, 1773; оба — в Третьяковской галерее) общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров украинского портрета 17—18 вв. и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (около 1773—76, Русский музей) Левицкий Дмитрий Григорьевич создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театральным маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Эту серию отличает изысканная декоративность колорита (с богатством взаимопроникающих золотисто-палевых, оливково-зелёных, розовых, чёрных и серебристо-серых оттенков) и известная плоскостность пространственного решения, не нарушающая, однако, рельефности фигур. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художественных средств отмечены интимные портреты Левицкий Дмитрий Григорьевич; они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти (Д. Дидро, 1773—74, Музей искусства и истории, Женева; Н. А. Львова, 1773—1774, Литературный музей, Москва; М. А. Дьяковой, 1778; священника, возможно отца, 1779; Я. Е. Сиверса, 1779; все три — в Третьяковской галерее; И. М. Долгорукого, 1782, Киевский музей русского искусства). С начала 1780-х гг. в творчестве Левицкий Дмитрий Григорьевич сказывается влияние классицизма; в портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская галерея), Екатерины II (1783, Русский музей; варианты 1780-х гг. и 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к которому Левицкий Дмитрий Григорьевич был близок. Со 2-й половины 1780-х гг., в период нарастающей неудовлетворённости Левицкий Дмитрий Григорьевич рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты: дочери Агаши в русском народном костюме, 1785, Третьяковская галерея; В. И. и М. А. Митрофановых, 1790-е гг., Русский музей). Однако и в поздние годы Левицкий Дмитрий Григорьевич создаёт ряд высокохудожественных произведений (портреты: дочерей А. И. Воронцова, около 1790, Русский музей; неизвестного со сфинксом, 1790-е гг., собрание Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни глаз Левицкий Дмитрий Григорьевич почти не работал. Творчество Левицкий Дмитрий Григорьевич — одно из лучших проявлений русской художественной культуры 2-й половины 18 в., его преподавательская деятельность (в 1771—87 он возглавлял портретный класс АХ) оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов (В. Левицкий Дмитрий Григорьевич Боровиковского; учеников Левицкий Дмитрий Григорьевич — П. С. Дрождина, Е. Д. Камеженкова, Левицкий Дмитрий Григорьевич С. Миропольского и др.).

 

  Лит.: [Дягилев С. П.], Русская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ. 1902; Гершензон-Чегодаева Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1964.

Д. Г. Левицкий. Портрет работы художника И. Е. Яковлева. 1812. Русский музей. Ленинград. Фрагмент. Левицкий Дмитрий Григорьевич.

Д. Г. Левицкий. Портрет работы художника И. Е. Яковлева. 1812. Русский музей. Ленинград. Фрагмент.

  Т. В. Алексеева.

Так же Вы можете узнать о...


Насосный, посёлок городского типа в Азербайджанской ССР, подчинён Сумгаитскому горсовету.
Обязанность юридическая, предусмотренная законом мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующая от них совершения предписанных законом действий.
Папен Франц фон Папен (Papen) Франц фон (29.10.1879, Верль, Вестфалия,— 2.
Плотность вероятности случайной величины X, функция р(х), такая, что при любых a и b вероятность неравенства а < Х < b равна Производительность труда, плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей.
Рельсоукладчик ,путевая машина, предназначенная для смены рельсов ж.
Сапожников Василий Васильевич [27.11 (9.12).
Скетч (англ. sketch, буквально — эскиз, набросок), в 19 — начало 20 вв.
Статистика финансов, отрасль экономической статистики, предметом изучения которой являются закономерности и массовые процессы, происходящие в области финансов, денежного обращения и кредита.
Тевтонский орден (латинское полное название Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum), Немецкий орден (Deutscher Orden), Орден крестоносцев (Kreuzritterorden), немецкий католический духовно-рыцарский орден, осуществлявший в 13 — начале 15 вв.
Ту Моú Мõ) (псевдоним; настоящее имя — Хо Чаунг Хиеу) (р.
Феррозонд, феррозондовый магнитометр, прибор для измерения и индикации магнитных полей (в основном постоянных или медленно меняющихся) и их градиентов.
«Химия и жизнь», ежемесячный научно-популярный журнал АН СССР.
Чжан Цзо-линь (1876 — 21.6.1928, Мукден), китайский генерал, глава Фынтяньской клики милитаристов.
Экзокарпий (от экзо... и греч. karpos — плод), наружный слой околоплодника в плоде цветковых растений; то же, что внеплодник.
Абаша, город (до 1964 посёлок), центр Абашского района Грузинской ССР.
Аналгезия (греч. analgēsia — бесчувственность), полное исчезновение болевой чувствительности.
Багдасарьян Христофор Степанович (р. 18.11.1908, Париж), советский физико-химик, член-корреспондент АН СССР (1968).
Биофизика, биологическая физика, наука, изучающая физические и физико-химические процессы, протекающие в живых организмах, а также ультраструктуру биологических систем на всех уровнях организации живой материи — от субмолекулярного и молекулярного до клетки и целого организма.