Макаров Степан Осипович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

С. О. Макаров. Макаров Степан Осипович.

С. О. Макаров.

Макаров Степан Осипович [27.12.1848(8.1.1849), Николаев, — 31.3(13.4).1904, близ Порт-Артура], русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Родился в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865 окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 произведён в мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана, с 1871 — на Балтийском флоте; во время службы на броненосной лодке «Русалка» исследовал проблемы непотопляемости кораблей. В 1876 после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход «Великий князь Константин» для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров; во время русско-турецкой войны 1877—78 осуществил эту идею и провёл ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду (Уайтхеда). В 1881, командуя пароходом-стационаром «Тамань», провёл гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей» (1885), удостоенный премии Российской АН. В 1882—86 служил на Балтийском флоте. В 1886—89, командуя корветом «Витязь», совершил кругосветное плавание, во время которого проводились систематические океанографические работы, особенно подробно — в северной части Тихого океана. Эти работы были Макаров Степан Осипович обобщены в труде «„Витязь” и Тихий океан» (т. 1—2, 1894). В 1890 назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 главным инспектором морской артиллерии. В 90-х годах изобрёл бронебойные наконечники (так называемые «наконечники Макарова») к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С конца 1894 — командующий эскадрой Средиземного м. В 1894—96 совершил второе кругосветное путешествие: в конце 1894 из Петербурга прибыл на Средиземное море, в 1895 перешёл с эскадрой, которой он командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 перешёл через Тихий океан в Северную Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию. В 1896 командовал эскадрой Балтийского флота. Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола «Ермак». В 1897 опубликовал капитальный труд («Рассуждения по вопросам морской тактики», 2 изд., 1943), в котором изложил основы тактики парового броненосного флота, обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны. В марте 1899 на «Ермаке» Макаров Степан Осипович перешёл из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель. В июне — августе того же года совершил на «Ермаке» два пробных арктических рейса, проник к северу от Шпицбергена до 81°21' с. ш. В 1901 плавал в Баренцевом море в тяжёлых ледовых условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли. С 1899 главный командир Кронштадтского порта. В труде «Без парусов» (1903) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время. После начала русско-японской войны 1904—05 назначен 1(14) февраля командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. В 1913 в Кронштадте Макаров Степан Осипович сооружен памятник (работы Л. В. Шервуда).

 

  Соч.: О непотопляемости судов, «Морской сборник», 1875, № 6; Разбор элементов, составляющих боевую силу судов, СПБ, 1894; Об исследовании Северного Ледовитого океана, СПБ, 1897; «Ермак» во льдах, ч. 1—2, СПБ, 1901; Броненосцы или безбронные суда?, СПБ, 1905; Океанографические работы, Макаров Степан Осипович, 1950.

 

  Лит.: С. О. Макаров. Документы, т. 1—2, Макаров Степан Осипович, 1953; Врангель Ф. Ф., Вице-адмирал С. О. Макаров. Биографические очерки, ч. 1—2, СПБ, 1911—13: Крылов А. Н., Вице-адмирал Макаров, Макаров Степан Осипович, 1944; Еремеев Л. Макаров Степан Осипович, Адмирал Макаров, Макаров Степан Осипович — Л., 1939.

  Л. Макаров Степан Осипович Еремеев.

Так же Вы можете узнать о...


Ньюпорт (курорт в Великобритании) Ньюпорт (Newport), приморский климатический курорт на южном побережье Великобритании, в Англии (графство Хэмпшир), на о.
Орфоэпия (греч. orthoépeia, от orthos — правильный и épos — речь), совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления.
Паутинные железы, органы некоторых членистоногих животных, выделяющие секрет, быстро застывающий на воздухе в виде нитей паутины.
Плевако Федор Никифорович [13 (25).4.1842, Троицк Оренбургской губернии, — 23.
Потсдамская астрофизическая обсерватория, научное астрономическое учреждение ГДР в Потсдаме.
Пуццоланы (итал. pozzolana, от названия итал.
Реприза (в цирке)

Реприза в цирке и на эстраде, 1) словесная, словесно-действенная или пантомимическая шутка, острота, исполняемая клоунами или артистами разговорного жанра.
Сайка, полярная тресочка (Boreogadus saida), холодноводная пелагическая рыба семейства тресковых.
Семиреченский Алатау, одно из названий Джунгарского Алатау в восточной части Казахской ССР.
Смеситель (в сельском хозяйстве) Смеситель в сельском хозяйстве, машина для механического смешивания различных кормов, приготовления отравленных приманок и торфоперегнойной массы.
Стааф Карл Стааф (Staaff) (правильнее Став) Карл (21.1.