Монтаж (в кино)Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Монтаж в кино, творческий и одновременно технический процесс в создании фильма, особая форма художественного мышления, интерпретация снятого киноматериала путём отбора, сочетания отдельных кусков изображения, или т. н. монтажных кадров (см. Кадр). Монтаж (в кино) связан с драматургической или тематической структурой фильма, определяется его сценарием или съёмочным планом, а в документальном кино иногда самим ходом события, снятого средствами кинорепортажа. Включённые в кинокартину кадры объединяются в большие и малые группы, монтажные фразы и целые эпизоды, составляя композицию кинопроизведения, между кадрами устанавливаются смысловые, изобразительные, масштабно-пространственные, динамические и звуковые соотношения. Выразительность и эмоциональная окраска Монтаж (в кино) зависят от характера действия, игры актёров; его назначение — найти определённый темпоритм чередования кадров и в соответствии с режиссёрским замыслом расставить акценты. Особенно важную роль в становлении и развитии монтажной формы сыграли в 1900-е гг. режиссер А. Смит (Великобритания) и Э. Портер (США), в период расцвета «немого» кино в 1920-е гг. — Т. Инс, Д. У. Гриффит (США), А. Ганс (Франция), советские режиссеры С. Монтаж (в кино) Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, В. И. Пудовкин, Д. Вертов. Введение звука в кино в большой степени изменило и расширило выразительные возможности Монтаж (в кино), вызвало появление новых технических приёмов. Уже в первые годы звукового кино были созданы фильмы, в которых использовались эти новые возможности Монтаж (в кино) В киноискусстве 60 — начала 70-х гг. основными формами являются: расчленённый Монтаж (в кино) — разделение действия, ансамбля мизансцены на отдельные кадры-фрагменты, снятые с разных точек; Монтаж (в кино) на движении, переходящем из кадра в кадр; Монтаж (в кино), подчинённый содержанию диалога или авторского текста; параллельный Монтаж (в кино) — чередование-сопоставление нескольких действий, происходящих одновременно в разных местах; тематический Монтаж (в кино) — по принципу смыслового обобщения или перечисления сходных фактов и явлений; Монтаж (в кино), в котором реальное действие сочетается с воображаемыми, субъективными образами (воспоминания, сны и другое); внутрикадровый Монтаж (в кино) — изменение объектов съёмки, их «крупностей» внутри одного куска действия, снятого движущимся киноаппаратом. Монтажная стилистика фильма находится в большой зависимости от его жанра, творческих устремлений режиссёра, избирающего ту или иную форму Монтаж (в кино) Монтажное видение стало новой эстетической категорией, одним из характерных свойств киноискусства 1-й половины 20 в. Приёмами кинематографического Монтаж (в кино) пользуется телевидение, его влияние проявляется в некоторых произведениях художественной литературы, в области изобразительных искусств, в полиграфин, в экспозиции выставок. Как технический процесс Монтаж (в кино) производится на киностудиях в специальных цехах, связанных в своей работе с цехом обработки киноплёнки и звукоцехом. В монтажных цехах установлены монтажные столы и приборы — моталки для перемотки киноплёнки, прессы для склейки, синхронизаторы, метромеры и др. Обычно при монтажном цехе есть небольшие кинопроекционные залы, где просматривают части фильмов на разных стадиях их готовности, отбирают дубли эпизодов, проверяют синхронность изображения и звука и т. п. Монтаж (в кино) проводится группой специалистов по сценарию или плану фильма и указаниям режиссёра. Монтаж (в кино) проходит ряд последовательных этапов. Полученный материал — киноплёнка с позитивным изображением эпизодов и магнитная лента с фонограммой — подготавливается к просмотру: склеиваются и маркируются куски киноплёнки, синхронизируются изображение и звук. Из отобранных дублей эпизодов составляются сцены и сюжеты. Куски киноплёнки с эпизодами обычно неоднократно переставляются и подрезаются, т. к. монтажёр стремится найти наиболее точные и выразительные их сочетания. Для ускорения работы над фильмом Монтаж (в кино) проводится иногда параллельно со съёмкой последующих эпизодов. После окончания съёмок все ранее смонтированные эпизоды просматриваются в их сюжетной последовательности, вставляются заглавные и другие надписи (титры), иногда производится досъёмка необходимых сцен. Монтаж (в кино) заканчивается перезаписью фонограмм звуковых компонентов фильма, размещённых на 3—5 магнитных лентах, на одну общую ленту. После этого кинофильм приобретает форму т. н. рабочего экземпляра на двух плёнках (одна с изображением, другая с фонограммой). Его передают в цех обработки киноплёнки, где по нему изготавливают негатив и печатают контрольный позитив, в котором изображение и фонограмма совмещены на одной плёнке. Такие же стадии Монтаж (в кино) проходят и телевизионные фильмы (см. Кинотелевизионная техника). Однако в телевидении распространена особая форма Монтаж (в кино) во время прямых, непосредственных передач в эфир с места событий, без предварительной фиксации изображений на киноплёнку. В этих случаях передача ведётся на пульт телецентра одновременно с разных точек съёмки и режиссёр передачи, следя за изображениями на экранах видеоконтрольных устройств, выбирает наиболее важные фрагменты событий для трансляции телезрителям. Применение видеомагнитофонов в кинотелевизионной технике позволило усовершенствовать Монтаж (в кино) и сделать его более оперативным.
Лит.: Кулешов Л. В., Искусство кино, [Монтаж (в кино)], 1929; его же, Основы кинорежиссуры, [Монтаж (в кино)], 1941; его же, Кадр и монтаж, Монтаж (в кино), 1961; Пудовкин В. И., Избр. статьи, Монтаж (в кино), 1955; Эйзенштейн С. Монтаж (в кино), Избр. статьи, Монтаж (в кино), 1956; его же, Избр. произведения, т. 2, Монтаж (в кино), 1964; Коноплев Б., Производство кинофильмов, Монтаж (в кино), 1962; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, [Монтаж (в кино), 1966]; Рейсц К., Техника киномонтажа, пер. с англ., [Монтаж (в кино), I960]; Фелонов Л., Монтаж как художественная форма, Монтаж (в кино), 1966. Л. Б. Фелонов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|