Музыкальная драма

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МУА
МУБ
МУВ
МУГ
МУД
МУЕ
МУЖ
МУЗ
МУИ
МУЙ
МУК
МУЛ
МУМ
МУН
МУО
МУР
МУС
МУТ
МУУ
МУФ
МУХ
МУЦ
МУЧ
МУШ
МУЭ
МУЮ
МУЯ

Музыкальная драма, 1) одно из ранних названий оперы. Применялось со времени возникновения оперы в Италии на рубеже 16—17 вв. [итал. dramma per (la) musica, dramma in musica], использовалось наряду с новым термином «опера» вплоть до 18 в. 2) Понятие, выдвинутое во 2-й половине 19 в. Связано с борьбой против оперных условностей; отразило новую тенденцию привнесения в оперу принципов драматического театра (более последовательное подчинение музыки драматическому действию, преодоление замкнутости отдельных эпизодов ради усиления сквозного действия, замена арий свободно построенными вокальными монологами, дуэтов — музыкально-диалогическими сценами). Теоретическую разработку проблем М. д. наиболее полно осуществил Р. Вагнер в литературных работах 1849—52. Он выдвинул основной принцип: драма — цель, музыка — средство для её воплощения; выступал против развлекательности, украшательства, за выражение драматического начала в музыке, за цельность оперы как произведения, объединяющего несколько видов искусства. Музыкальная драма резко противопоставлялась им традиционной опере 1-й половины 19 в., достижения которой он порой недооценивал. Начиная с «Лоэнгрина» (1848) Вагнер в своём оперном творчестве стремился преобразовать старые оперные формы на основе принципов Музыкальная драма Сам он, однако, протестовал против термина «М. д.», предпочитая давать каждому своему оперному произведению индивидуальное определение. Вагнеровская концепция Музыкальная драма оказала большое влияние на дальнейшее развитие оперного искусства. В то же время крупнейшие композиторы др. национальных школ во многом по-своему решали вопросы оперной драматургии. Она очень различна в таких, например, операх, как «Отелло» Верди, «Каменный гость» Даргомыжского, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. М. П. Мусоргский в своих операх «Борис Годунов» и «Хованщина» создал совершенно особый тип «народной музыкальной драмы». 3) Драматическое произведение, в котором существенная роль отводится музыке (вокальной и инструментальной). Образцы такой Музыкальная драма даёт уже театр древнего мира и средних веков («Шакунтала» Калидасы в Индии, литургическая драма в католических странах Европы, музыкальный театр в Китае). В эпоху Возрождения к ней приближаются исполнявшиеся в церквах и на площадях «священные представления». В СССР термин «Музыкальная драма» как обозначение пьесы с музыкой применяется в республиках Средней Азии и Казахстана. Первоначально это были обработки народных поэтических сказаний, включавшие народные песни и танцы («Лейли и Меджнун» и др.), затем в такие пьесы стали вводить эпизоды, написанные профессиональными композиторами, оркестр народных инструментов был заменён симфоническим, большее значение приобрела музыкальная драматургия. В таких Музыкальная драма («Кыз-Жибек» Брусиловского, Казахстан, 1934; «Гюльсара» Глиэра и Садыкова, Узбекистан, 1937; «Алтын кыз» Власова и Фере, Киргизия, 1937, и др.) сохраняются разговорные диалоги, замена которых речитативами превращает произведение в оперу. 4) Термин «Музыкальная драма» иногда применяется и для обозначения произведений оперного жанра, в которых господствует драматическое содержание, возникают острые драматические коллизии («Фиделио» Бетховена, «Риголетто» Верди, «Кармен» Бизе, «Иван Сусанин» Глинки, и др.).

 

  Лит.: Вагнер Р., Художественное произведение будущего, пер. с нем., «Русская музыкальная газета», 1897, № 1—3, 5—12; его же, Опера и драма, пер, с нем., М., 1906;. Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; Ферман В. Э., Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Albright Н. D., Musical drama as a union of all the arts, в кн.: Studies in speech and drama. In honor of A. М. Drummond, lthaca — N. Y., 1944.

  Г. В. Крауклис.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Алтаев Ал. (псевдоним; настоящие имя и фамилия — Маргарита Владимировна Ямщикова) [22.
Бессемянка, старинный русский летний сорт груши народной селекции.
Внимание, характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект.
Граммофонная пластинка, диск из синтетических материалов, на поверхности которого по спирали расположены канавки (дорожки) с записью звука, воспроизводимого с помощью предназначенных для этой цели аппаратов — граммофонов, электрофонов и др.
Женевская номенклатура, международная научная система названий (номенклатура) органических соединений, принятая в Женеве в 1892.
Капицы скачок температуры, открытое П. Л. Капицей (1941) явление в сверхтекучем жидком гелии, состоящее в том, что при передаче теплоты от твёрдого тела к жидкому гелию на границе раздела возникает разность температур.
Кошевой Олег Васильевич (8.6.1926, г. Прилуки, ныне Черниговской области, — 9.
Мавлянова Ханифа Мухиддиновна (родилась 1924, Ходжент, ныне Ленинабад), таджикская советская певица (сопрано), народная артистка СССР (1968).
Мульчирование (от англ. mulch — обкладывать корни растений соломой, навозом и т.
Открытый грунт, незащищенная (открытая) площадь, занятая овощными (в овощеводстве) или декоративными растениями.
Преображенский Николай Александрович (р. 27.
Самоков, город на юго-западе Болгарии, у склонов массива Рила, в Софийском округе.
Стародубка, народное название некоторых видов растений из семейства лютиковых (горицвет, морозник) и горечавковых (горечавка).
Туника (у древних римлян) Туника (лат. tunica), у древних римлян род рубахи, первоначально шерстяной, с 4 в.
Холст (домотканая ткань) Холст, 1) узкая (40—60 см) сравнительно грубая домотканая ткань, вырабатываемая полотняным переплетением нитей из льняной пряжи.
Эллиптический цилиндр, линейчатая цилиндрическая поверхность, уравнение которой может быть приведено к виду x2/a2 + y2b2 = 1.
Аппаев Хасан Алиевич (1904, с. Карт-Джурт, ныне Карачаевский район Карачаево-Черкесской АО, — 1938), карачаевский советский писатель.
Бороро, индейское племя в Восточной Бразилии.
Вытегра (река в Вологодской обл.) Вытегра, река в Вологодской области РСФСР. Вытекает из Маткозера.