Вагнер Вильгельм Рихард

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВАА
ВАБ
ВАВ
ВАГ
ВАД
ВАЕ
ВАЖ
ВАЗ
ВАИ
ВАЙ
ВАК
ВАЛ
ВАМ
ВАН
ВАП
ВАР
ВАС
ВАТ
ВАУ
ВАФ
ВАХ
ВАЦ
ВАЧ
ВАШ
ВАЩ
ВАЯ

Вагнер Вильгельм Рихард Р. Вагнер. Вагнер Вильгельм Рихард.

Вагнер Вильгельм Рихард Р. Вагнер.

Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард (22.5.1813, Лейпциг, — 13.2.1883, Венеция), немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель и театральный деятель. Родился в чиновничьей семье. Раннему интересу Вагнер Вильгельм Рихард к искусству способствовал его отчим, актёр Л. Гейер. Занятия музыкой начались с 15 лет. В раннем периоде музыкального творчества (1828—32) Вагнер Вильгельм Рихард создал ряд инструментальных произведений, в том числе симфонию (1832) и увертюру «Польша» (1832, окончательная редакция 1836). С 1831 Вагнер Вильгельм Рихард студент Лейпцигского университета. Одновременно брал частные уроки композиции у Т. Вейнлига. С 1833 работал театральным хормейстером в Вюрцбурге, затем дирижёром музыкальных театров в Магдебурге (1834—36), Кенигсберге (1837), Риге (1837—39). В 1830-х гг. Вагнер Вильгельм Рихард написал оперы: «Феи» (по К. Гоцци, 1833—34, постановка 1888), «Запрет любви» (по У. Шекспиру, постановка 1836), «Риенци» (по Э. Булвер-Литтону, 1838—40, постановка 1842) В 1839—42 жил в Париже, где создал первые зрелые произведения: увертюру «Фауст» (по И. Вагнер Вильгельм Рихард Гёте, 1840, окончат, редакция 1855) и оперу «Летучий голландец» (по народным легендам и новелле Г. Гейне, 1841, постановка 1843). В 1843—49 работал дирижёром придворного театра в Дрездене; там же написал на основе средневековых легенд 2 оперы: «Тангейзер» (1843—45, постановка 1845) и «Лоэнгрин» (1845—48, постановка. 1850, Веймар). Участник Дрезденского восстания 1849, после подавления которого эмигрировал в Швейцарию. В 1849—58 жил в основном в Цюрихе. В 1852 Вагнер Вильгельм Рихард завершил (первоначальный замысел в 1848) литературный текст оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» на основе скандинавского эпоса 8—9 вв. «Эдды» и немецкого средневекового эпоса 13 в. «Песнь о нибелунгах». В 1852—56 написал музыку первых частей тетралогии: «Золото Рейна» и «Валькирия». В 1857—59 создал оперу «Тристан и Изольда» (по эпическому сказанию Готфрида Страсбургского, постановка 1865, Мюнхен). После периода скитаний (1859—64) Вагнер Вильгельм Рихард по приглашению баварского короля Людвига II переезжает в Мюнхен. Здесь в 1868 была поставлена его опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (по нюрнбергской хронике конца 17 в.); в 1871—74 он завершил последние части «Кольца нибелунга»: «Зигфрид» и «Гибель богов». Постановка всей тетралогии состоялась в Байрёйтском театре (1876), построенном по проекту Вагнер Вильгельм Рихард Последние годы жизни Вагнер Вильгельм Рихард проводит в Байрёйте, где в 1882 была поставлена его опера-мистерия «Парсифаль» (по средневековой христианской легенде).

  Произведения Вагнер Вильгельм Рихард, не связанные с театром, в период зрелого творчества появляются редко. Среди них: «5 стихотворений для женского голоса с фортепьяно» (на слова М. Везендонк, 1857—58), идиллия «Зигфрид» для малого симфонического оркестра (1870).

  Творческий путь Вагнер Вильгельм Рихард сложен и противоречив. В юности композитор находился под влиянием различных течений немецкого романтизма. Первая опера «Феи» принадлежит к типу немецкой романтической оперы. Сближение с деятелями буржуазно-либерального движения «Молодая Германия» в середине 1830-х гг. привело Вагнер Вильгельм Рихард к пересмотру своих взглядов на оперу. Влияние итальянского и французского искусства сказалось в опере «Запрет любви» с её реально-бытовой тематикой, осмеянием ханжеской морали. В опере «Риенци», написанной под воздействием историко-героических произведений Г. Спонтини и Дж. Мейербера, отразились освободительно-бунтарские настроения Вагнер Вильгельм Рихард, выявился яркий талант его как драматурга и симфониста. «Летучий голландец» знаменует возвращение Вагнер Вильгельм Рихард к проблематике немецкой романтической оперы; в ней переплетаются фантастическое и реальное. Композитор значительно обновляет традиционные музыкальные средства романтического искусства, намечает пути к созданию непрерывно развивающегося сценического действия, уделяет большое внимание раскрытию психологии героев; в его музыкальной драматургии повышается роль лейтмотивов, «Тангейзер» и «Лоэнгрин» во многом связаны с немецкими романтическими операми на рыцарский сюжет (есть преемственность с «Эвриантой» Вебера). «Тангейзер», развивающий романтическую тему «двоемирия» (в данном случае — столкновения чувственности и аскетизма), выражает протест против лицемерной буржуазной морали, утверждает право свободного человеческого чувства. Тема протеста в этом произведении сочетается с идеей «искупления» — жертвенного подвига. В «Лоэнгрине» силам зла противопоставлены светлые силы, автор утверждает высшую миссию художника и показывает в аллегорической форме его одиночество в современном ему обществе. Но протест этот носит пассивный характер. В «Лоэнгрине» Вагнер Вильгельм Рихард углубляет принципы симфонизации оперы, усиливает драматургическую роль лейтмотивов. Так постепенно созревают элементы будущей вагнеровской музыкальной драмы.

  В период Революции 1848—49 в Германии Вагнер Вильгельм Рихард испытывал воздействие материалистической философии Л. Фейербаха и анархического бунтарства М. А. Бакунина. В своих теоретических работах Вагнер Вильгельм Рихард выдвинул тезис об искусстве как «продукте социальной жизни», резко критиковал капитализм и христианскую церковь, буржуазный театр, призывал к демократизации искусства и считал, что подлинное искусство возможно лишь после революции. Но свои политические идеалы выражал в этих работах туманно, абстрактно.

  Антикапиталистическая направленность отличает концепцию тетралогии «Кольцо нибелунга». Олицетворением «мирового зла» явилась здесь власть золота, которой противопоставлены сила любви и геройство подвигов. Борьбу со злом призван вести идеальный народный герой Зигфрид, символизирующий, по замыслу Вагнер Вильгельм Рихард, «социалиста-искупителя». Как и в др. операх Вагнер Вильгельм Рихард, в тетралогии ярко воплощены национальные мифологические и легендарные образы, картины немецкой истории и природы. В период длительной работы над тетралогией в мировоззрении Вагнер Вильгельм Рихард усилились реакционные тенденции (показательно увлечение философией А. Шопенгауэра и Ф. Ницше), В тетралогии появились черты пессимизма, отразились слабость и рефлексия, характерные для немецкой интеллигенции послереволюционного периода, её неверие в революцию. В «Кольце нибелунга» нашли последовательное выражение реформаторские принципы Вагнер Вильгельм Рихард, зародившиеся отчасти ещё в операх 1840-х гг.

  В теоретических работах 1849—51, особенно в работе «Опера и драма», Вагнер Вильгельм Рихард подверг резкой критике старую оперу, её условности, разрыв между драматическим содержанием и музыкой и выдвинул идею создания музыкальной драмы, в которой музыка становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Для успешного осуществления синтеза музыки и драматического действия Вагнер Вильгельм Рихард считал необходимым объединение композитора и либреттиста в одном лице (Вагнер Вильгельм Рихард был автором либретто своих опер). Превращая оперу в музыкальную драму, композитор стремился к идейной насыщенности спектакля, к гармоничному взаимодействию всех его элементов. Непрерывности музыкально-драматического развития Вагнер Вильгельм Рихард достигал преодолением расчленённости оперы на отдельные «номера» (арии, ансамбли), заменяя их свободно построенными монологами и диалогами. Большое внимание он уделял выразительности вокальной декламации, предъявляя к артистам требование глубже раскрывать содержание образа как вокальными, так и актёрскими средствами. Велико значение Вагнер Вильгельм Рихард в симфонизации оперы. Он не только количественно расширил состав оркестра, но и по-новому трактовал его возможности и роль отдельных групп (особенно медных духовых инструментов), был великим мастером оркестрового колорита. Оркестр в операх Вагнер Вильгельм Рихард стал действенным, раскрывающим внутренний смысл происходящего. Важнейший элемент оркестровой партии опер Вагнер Вильгельм Рихард — сквозные характеристики-лейтмотивы, иногда появляющиеся и в вокальных партиях. Они характеризуют героев, предметы, явления, отражают причинно-следственную связь между ними, обеспечивают музыкальное единство произведения.

  В музыке «Кольца нибелунга» психологически насыщенный лиризм и глубокий драматизм сочетаются с яркой картинностью. Оркестр поражает богатством тембров и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время здесь отразились противоречия и односторонность творческого метода Вагнер Вильгельм Рихард Порой нарушается равновесие между вокальной и оркестровой партиями; внимание композитора сосредоточено в первую очередь на оркестре, выразительные же возможности человеческого голоса используются им недостаточно разнообразно. Усложнённая система лейтмотивов, чрезмерное изобилие гармонических и оркестровых красок, многословие текста, обилие отвлечённых рассуждений, замена действия повествованием снижают динамизм и напряжённость музыкальной драматургии.

  Симфонизация оперы находит высшее проявление в «Тристане и Изольде», где внешнее действие сведено до минимума и всё внимание композитора обращено на переживания героев. Предельной напряжённости достигает гармонический язык оркестровой партии. В этой музыке своеобразно, с огромной силой и психологической глубиной раскрыта трагедия любви и смерти.

  От крайностей позднего стиля Вагнер Вильгельм Рихард отступает в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» на историко-бытовой сюжет (о нравах и обычаях нюрнбергских ремесленников). Музыка отличается реализмом в обрисовке народных типов, яркостью комических и драматических положений. В опере имеются песни, ансамбли, хоры в духе народной песенности. Прогрессивна основная идея произведения: борьба за передовое народное искусство, против тупого педантизма и рутины. Опера проникнута радостным восприятием жизни, верой в созидательные силы народа.

  Обращение Вагнер Вильгельм Рихард к религии в конце жизни нашло отражение в «торжественной сценической мистерии» «Парсифаль». Музыка оперы, отличающаяся в целом просветлённой ясностью, спокойствием и уравновешенностью, содержит отдельные яркие драматические моменты. Наряду с этим ей присущи абстрактная символика и статичность.

  Вагнер Вильгельм Рихард принадлежит выдающаяся роль в реформе оперного искусства, которая привела к решению новых сложных художественных задач. Крупнейшие представители национальных оперных школ творчески осваивали достижения Вагнер Вильгельм Рихард, выступая в то же время против крайностей вагнеровской реформы (Ж. Бизе, Дж. Верди, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др.). Реформаторское творчество Вагнер Вильгельм Рихард оказало значительное воздействие на оперное исполнительство. Особая декламационная выразительность вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили перед певцами новые задачи.

  Вагнер Вильгельм Рихард был одним из видных представителей дирижёрского искусства. В 50—60-х гг. он неоднократно выступал в различных европейских городах, в том числе в Петербурге и Москве (1863), с исполнением отрывков из своих опер, симфоний Л. Бетховена и др. произведений.

  Обширна и разнообразна литературная деятельность Вагнер Вильгельм Рихард Он — автор оперных либретто, драм, стихотворений, музыкально-теоретических работ, рецензий, очерков о композиторах, исследований по истории искусства, статей по вопросам политики и философии и др. В музыкально-теоретических работах, особенно в таких, как «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1851), «Обращение к моим друзьям» (1851), Вагнер Вильгельм Рихард стремился связать художеств. явления с жизнью общества, рассматривая буржуазную культуру как упадок цивилизации. В этих трудах привлекает глубина, серьёзность идейно-эстетических требований, предъявляемых композитором к искусству, которое определялось им как важное средство нравственного воспитания народа.

  Первые постановки опер Вагнер Вильгельм Рихард в, России относятся к 60-м гг. 19 в. («Лоэнгрин» в петербургском Мариинском театре, 1868, и др.). В 1889 немецкая труппа показала в Петербурге и Москве тетралогию «Кольцо нибелунга» (на русском языке весь цикл ставился в Мариинском театре в 1907—10). Исполнялись и др. оперы Вагнер Вильгельм Рихард, в том числе «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Парсифаль» (в Петербургском театре музыкальной драмы, 1913). Среди русских музыкантов знатоком и пропагандистом музыки Вагнер Вильгельм Рихард был А. Н. Серов; проницательные оценки творчества Вагнер Вильгельм Рихард дали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. В СССР оперы Вагнер Вильгельм Рихард ставились на сценах крупнейших оперных театров Москвы, Ленинграда, Киева, Риги и др.

  Среди русских исполнителей опер Вагнер Вильгельм Рихард особенно выделялись в героических ролях И. Вагнер Вильгельм Рихард Ершов и Ф. Вагнер Вильгельм Рихард Литвин; большим событием было также исполнение главных партий в опере «Лоэнгрин» А. Вагнер Вильгельм Рихард Неждановой и Л. Вагнер Вильгельм Рихард Собиновым. Среди выдающихся советских исполнителей-певцов — И. С. Козловский, К. Г. Держинская, М. О. Рейзен, Ж. Гейне-Вагнер, А. Фринберг, дирижёры Вагнер Вильгельм Рихард И. Сук, Э. Ф. Направник, А. Коутс, Н. С. Голованов, Е. А. Мравинский, С. А. Самосуд, Э. Тоне.

 

  Соч.: Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 1—10, Lpz., 1871—83; Sämtliche Schriften und Dichtungen, 6 Aufl., Bd l—16, Lpz., 1912—14; в рус. пер. — Рихард Вагнер. Избранные статьи. Ред., прим., вступ. и пояснит, ст. Р. И. Грубера, М., 1935; Опера и драма, М., 1906; Художественное произведение будущего, «Русская музыкальная газета», 1897, №№ 1—3, 5—12, 1898, №№ 1, 3—10; Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, т. 1—4, М., 1911—12 (т. 4 — Письма. Дневники. Обращение к друзьям); Бетховен [1870], М. — СПБ, 1911; Нибелунги. Всемирная история на основании сказания, М., 1913.

 

  Лит.: Друскин М., Рихард Вагнер, М., 1958; Грубер P., Рихард Вагнер (1883—1933), М., 1934; Капп Ю., Рихард Вагнер, пер. с нем., М., 1913; Glasenapp К. С. F., Das Leben Richard Wagners, Bd 1—6, 6 Aufl., Lpz., 1908-23; Istel E., Das Kunstwerk R. Wagners, Lpz.—B., 1918; Westernhagen C. von, Richard Wagner. Sein Werk, sein Wesen, seine Welt, Z., 1956; Луначарский А. Вагнер Вильгельм Рихард, Рихард Вагнер, в его кн.: Юбилеи. Сб. юбилейных речей и статей (1931—1933), М., 1934; Стасов Вагнер Вильгельм Рихард Вагнер Вильгельм Рихард, Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952, с. 677—706; Серов А. Н., Рихард Вагнер и его реформа в области оперы, Избр. статьи, т. 2, М., 1957; его же, «Нибелунгов перстень». Музыкально-драматическая поэма Рихарда Вагнера, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Римский-Корсаков Н. А., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1963, с. 47—60; Чайковский П. И., Байрейтское музыкальное торжество, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 302—30; Соллертинский И. И., «Моряк-Скиталец» Вагнера, О «Кольце нибелунга» Вагнера, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, 2 изд., Л., 1963, с. 205—23; Pfordten Н. von der, Handlung und Dichtung der Bühnenwerke R. Wagners..., 4 Aufl., B., 1908; KurthE., Romantische Harmonik und ihre Kriese in Wagners «Tristan», 3 Aufl., B., 1953; Lorenz A., Das Geheimnis in der Form bei Richard Wagner, Bd 1—4, Вагнер Вильгельм Рихард, 1924—33. Г. Вагнер Вильгельм Рихард Крауклис.

Так же Вы можете узнать о...


Мамба (Dendroaspis), род ядовитых змей семейства аспидов.
Хетагуров Коста Леванович Хетагуров Коста (Константин) Леванович (печатался под именем Коста) [3(15).
Камотес (Camotes), межостровное море в Филиппинском архипелаге, между островами Лейте, Бохоль и Себу.
«Социалистическая Якутия», республиканская газета Якутской АССР на русском языке.
Гребенщиков Илья Васильевич [12(24).6.1887, Петербург, — 8.
Поток векторного поля, одно из понятий теории поля.
Бледная поганка (Amanita phalloides), наиболее ядовитый гриб группы пластинчатых, рода мухоморов.
Мурсия (историч. обл. в Испании) Мурсия (Murcia), историческая область на юго-востоке Испании, у побережья Средиземного моря.
Эктосоматические органы, то же, что экзосоматические органы.
Кривополенова Мария Дмитриевна [19(31).3.1843, деревня Усть-Ежуга, на Пинеге, — 2.
Туркестанское восстание сапёров 1912, восстание солдат 1-го и 2-го сапёрных батальонов Туркестанского военного округа в Троицких лагерях (под Ташкентом).
Звёздные часы, часы, отрегулированные по звёздному времени.
Сахель (араб. — берег, край), узкая (320—480 км) полоса полупустынь и опустыненных саванн в Африке, переходных от пустынь Сахары к типичным ландшафтам Судана.
Вязкость, внутреннее трение, свойство текучих тел (жидкостей и газов) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой.
Паром, плавучее сооружение для регулярной переправы сухопутных транспортных средств, людей и грузов через водную преграду.
Артоболевский Иван Иванович [р. 26.9(9.10).1905, Москва], советский учёный в области теории машин и механизмов, академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1939), Герой Социалистического Труда (1969).
«Мастерская народной графики» (Taller de Grafica Popular, TGP), объединение мексиканских графиков, главным образом гравёров на линолеуме.