Панславизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЯ

Панславизм, националистическая идеология и соответствующее ей политическое течение в среде русского дворянства и буржуазии во 2-й половине 19 — начале 20 вв. Идеи Панславизм разделялись отдельными славянскими политическими деятелями различной политической окраски (Л. Штур, позднее — К. Крамарж и др.). Порой термином «Панславизм» обозначали совершенно разные явления: идеи славянской взаимности и культурной общности; проекты федераций и конфедераций славянских народов, выдвигавшиеся отдельными деятелями чешских и польских освободительных движений; планы царской России использовать национальные движения славянских народов в своих целях, и т. п. Неточность и тенденциозность термина «П.», обнаружившиеся с момента его появления, нередко приводили к попыткам делить Панславизм на «литературный» и «политический», а последний на «демократический» и «реакционный», что лишь усиливало путаницу в понимании значения этого термина. Термин « Панславизм « появился раньше обозначаемого им явления и был крайне неопределённым и противоречивым. Введён в политический оборот в конце 1840—41 буржуазно-националистическими кругами Венгрии и Германии, видевшими в славянском национально-освободительном движении угрозу своим шовинистическим устремлениям. Получил распространение накануне Революции 1848—49 как средство для ложных обвинений национальных движений славянских народов в стремлении к образованию «Всеславянской монархии», или «Всемирной Российской империи». Использовался в спекулятивной кампании по поводу так называемой панславистской опасности.

  Панславизм как идеология сложился в России в связи с поражением в Крымской войне 1853—56 и под влиянием подавления Польского восстания 1863—64. Националистическая реакция русского дворянства на эти события отразилась во взглядах Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова, А. И. Кошелева и др. общественных деятелей, ставших объективно идеологами возникавшего Панславизм В основе этой идеологии лежала идеалистическая концепция о культурно-исторических типах народов, одним из которых якобы и являются славянские народы, отличающиеся от «Европы» (то есть от романо-германского типа) и обязанные сохранить свою самобытность. Теоретические посылки о самобытности исторического развития славянства служили основой для политических выводов о необходимости союза всех славянских народов во главе с Россией, но без Польши, которая в силу своей исторической судьбы якобы утратила славянский характер и принадлежит к «Западу». В становлении мировоззрения идеологов Панславизм велика была роль Восточного вопроса, который они рассматривали как конкретное противоборство между «славянством» и «Европой». Они развивали идеи активной поддержки освободительной борьбы южнославянских народов и строили планы захвата Константинополя. Идеология Панславизм не имела стройного и законченного вида, отдельные её выразители выставляли на передний план различные её стороны и нередко противоречили друг другу в своих политических проектах. Как политическое движение Панславизм носил верхушечный характер и захватывал только часть бюрократического (граф Н. Панславизм Игнатьев, князь В. А. Черкасский и др.) и военного кругов (генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. А. Фадеев) и интеллигенции (писатель И. С. Аксаков, учёные-слависты В. И. Ламанский, О. Ф. Миллер). Наибольшее политическое влияние Панславизм имел в 60—70-е гг., особенно в период русско-турецкой войны 1877—78, когда он подталкивал правительство к более активным внешнеполитическим действиям. Но Панславизм как общественное течение встречал и подозрительное отношение со стороны правительства и его идеологов (М. Н. Катков, К. Панславизм Победоносцев), а также подвергался резкой критике представителей либерально-буржуазного и особенно революционно-демократического течений. В конце 19 в. Панславизм переживал кризис и упадок, вырождаясь либо в ультранационализм (К. Н. Леонтьев), либо в теократическое философствование (В. С. Соловьев). Кризис Панславизм был обусловлен социально-политическим развитием России, уже стоявшей на пороге буржуазно-демократической революции при наличии серьёзных противоречий между буржуазией и самодержавием. Ведущая роль пролетариата в Революции 1905—07 вызвала кризис буржуазной идеологии вообще и Панславизм в частности. Некоторое оживление Панславизм произошло накануне 1-й мировой войны 1914—18, оно было связано с так называемым неославистским движением, возникшим в 1-е десятилетие 20 в. как националистическая реакция буржуазно-помещичьих кругов России и буржуазных слоев др. славянских народов на усиление германской империалистической экспансии на Востоке и Юго-Востоке Европы и деятельность Пангерманского союза. Отдельные элементы Панславизм были использованы русской буржуазией в военной пропаганде в годы 1-й мировой войны. Панславизм потерпел крах и сошёл с исторической арены после победы Октябрьской революции 1917.

 

  Лит.: Фадеев Р. А., Мнение о Восточном вопросе..., СПБ. 1870; Данилевский Н. Я., Россия и Европа, СПБ, 1871; Аксаков И. С., Славянский вопрос. 1860-1886, М., 1886; Милюков Панславизм Н., Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев, М., 1893; Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитин С. А., Славянские комитеты в России в 1858—1876 гг., М., 1960; Колейка И., Славянские программы и идеи славянской солидарности в XIX—XX вв., Прага, 1964; Волков В. К., К вопросу о происхождении терминов «пангерманизм» и «панславизм», в кн.: Славяно-германские культурные связи и отношения, М., 1969; Kohn Н., Panslavism, its history and ideology, 2 ed., N. Y., 1960.

  В. К. Волков.

Так же Вы можете узнать о...


Тазы (этнографич.) Тазы (от китайского названия народов Амура — дадзы), местное название части удэгейцев, перешедших к началу 20 в.
Улин Бертиль Улин (Ohiin) Бертиль (р. 23.4.1899, Клиппан), шведский экономист и политический деятель.
Хозяйственный поезд, грузовой поезд, предназначенный для доставки на перегоны железной дороги путевого балласта и др.
Щегловск, прежнее (до 1932) название г. Кемерово, центра Кемеровской области РСФСР.
Акмолинск, до 1961 название г. Целинограда в Казахской ССР.
Банан (Musa), род многолетних растений семейства банановых.
Бушлат, верхняя одежда моряков — суконная чёрная куртка особого покроя.
Гагары (Gaviiformes), отряд птиц. Включает 1 семейство Gaviidae с единственным родом Gavia, содержащим 3 вида: краснозобая Г.
Гудович Иван Васильевич (1741 — январь 1820, Ольгополь, ныне Бершадского района Винницкой области), генерал-фельдмаршал русской армии (1807), граф (1797).
Ефремов Василий Сергеевич [р. 1(14).1.1915, Царицын, ныне Волгоград], дважды Герой Советского Союза (1.
Йена-ауэрштедтское сражение 1806, два связанных между собой сражения 14 октября между французскими и прусско-саксонской армиями во время русско-прусско-французской войны 1806—07.
Кокаин, алкалоид листьев кокаинового куста; относится к группе обезболивающих средств.
Кюми (Kymi), ляни (административная единица) на юго-востоке Финляндии.
Манчестер (город в США) Манчестер (Manchester), город на северо-востоке США, в штате Нью-Хэмпшир, в Новой Англии, у порогов на реке Мерримак.
Мунтения (Muntenia; от рум. munteni — горцы, munte — гора), название восточной части Валахии, расположенной к В.
Оофорит (от новолат. oophoron — яичник), воспаление яичника женщины.