Соловьёв Владимир Сергеевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Соловьёв Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва, — 31.7(13.8).1900. с. Узкое, ныне в черте г. Москвы], русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын Соловьёв Владимир Сергеевич М. Соловьева. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», а в 1880 докторскую диссертацию «Критика отвлечённых начал». После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) Соловьёв Владимир Сергеевич был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е гг. выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном «Вестнике Европы». В 90-х гг. занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

  Как мыслитель и утопист Соловьёв Владимир Сергеевич оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своё философское дело как оправдание «веры отцов» на «новой ступени разумного сознания», он встал перед невыполнимой задачей — совместить научно-позитивный и рационалистический «дух времени» с религиозным преданием.

  В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. Соловьёв Владимир Сергеевич предпринял наиболее значительную в истории рус. идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, нем. классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинга) и научный эмпиризм. Однако беспрерывная перестройка этой заведомо противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным «оправданием» жизненно-нравственных поисков и мифо-поэтических мечтаний Соловьёв Владимир Сергеевич Полагая, что «нравственный элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии» (Собр. соч., СПБ, т. 9, 1913, с. 97), Соловьёв Владимир Сергеевич связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса «быть или не быть правде на земле», понимая правду как реализацию христианского идеала; за социалистическими учениями Соловьёв Владимир Сергеевич признавал лишь относительную общественно-историческую правду. В конце 70-х и в 80-е гг. в обстановке безвременья и поисков новых путей преобразования России Соловьёв Владимир Сергеевич в противовес как радикально-демократическому, так и позднеславянофильскому и официально-консервативному направлениям выступил с социальных позиций, близких к либеральному народничеству. Однако умеренно-реформистские взгляды соседствовали у него с мистико-максималистской проповедью «теургического делания», призванного к «избавлению» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в «нетленный» космос красоты, и с историософской теорией христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества («Чтения о Богочеловечестве», 1877—81). В дальнейшем разработка социальной темы вылилась в теократическую утопию, политическим следствием которой у Соловьёв Владимир Сергеевич оказывается союз между римским папой и русским царём как правовая гарантия«богочеловеческого дела» (см., например, «История и будущность теократии», 1887). Крах этой утопии запечатлен в философской исповеди Соловьёв Владимир Сергеевич «Жизненная драма Платона» (1898) и в «Трёх разговорах» (1900). Конец жизни Соловьёв Владимир Сергеевич отмечен приливом катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских конструкций в сторону христианской эсхатологии.

Космическая тема решалась у Соловьёв Владимир Сергеевич неортодоксально для христианства — на почве платоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате «Смысл любви» (1892—1894) Соловьёв Владимир Сергеевич хочет «досказать речь Диотимы» из «Пира» Платона в том духе, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистически и эволюционистски окрашенная космология Соловьёв Владимир Сергеевич созвучна космически-преобразоватльским идеям Н. Ф. Федорова и К. Э. Циолковского.

  Некоей гармонизации этих двух исходных тем — космической и социальной — призвана служить метафизика Соловьёв Владимир Сергеевич: собственно философская доктрина «всеединства» и религиозно-поэтическое учение о Софии. Предприняв вслед за ранними славянофилами пересмотр «западной философии» как отвлечённой рассудочности и негативной метафизики, Соловьёв Владимир Сергеевич противополагает ей в сфере гносеологии «цельное знание» (интуитивное образно-символическое постижение мира, основанное на нравственном усилии личности), а в сфере онтологии — «положительное всеединство», свободное объединение в абсолюте всех оживотворённых элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Однако это всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице Софии — «вечной женственности», личная мистическая любовь к которой как бы освящала эротическую утопию Соловьёв Владимир Сергеевич Стихи «софийного цикла», посвященные «подруге вечной» — мистической возлюбленной, — это интимное средоточие лирики Соловьёв Владимир Сергеевич, попали впоследствии в центр внимания, продолжая традиции Ф. И. Тютчева, А. А.Фета, А. К. Толстого, отличается тоном напряжённой мистико-философской исповеди и элементами новой, специфически символической образности (см. Символизм), Личный облик Соловьёв Владимир Сергеевич — скитальчество, житейская беспомощность, подвижничество делали его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи (см. А. А. Блок, «Рыцарь-монах», «Владимир Соловьев и наши дни», Собр. соч., т. 5, 1962, с. 446—54 и т. 6, 1962, с. 154—59; А. Белый, «Арабески», М., 1911, с. 387—94).

  Соловьёв Владимир Сергеевич стоит у истоков «нового религиозного сознания» начала 20 в.: богоискательства и религиозной философии Соловьёв Владимир Сергеевич Н. Булгакова, Соловьёв Владимир Сергеевич Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского и др.

 

  Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1—10, СПБ, 1911—13; Письма, т. 1—4, СПБ, 1908—23; Стихотворения и шуточные пьесы. Вступ. ст. З. Г. Минц, Л., 1974.

 

  Лит.: О Владимире Соловьеве. Сб.1, М., 1911; Трубецкой Е., Миросозерцание Вл. Соловьёв Владимир Сергеевич Соловьева, т. 1—2, М., 1913; Мочульский К. В., В. Соловьёв Владимир Сергеевич Соловьев, Париж, 1936; Коган Л. А., В. Соловьёв Владимир Сергеевич Соловьев, в кн.: История философии в СССР, т. 3, М., 1968, гл. Х; Спиров В. В., Философия истории Вл. Соловьева в ее развитии и преемственности, в сборнике: Из истории русской философии XIX-начала XX века, М., 1969.

  Р. А. Гальцева, И. Б. Роднянская.

 

Так же Вы можете узнать о...


Дашкевич Петр Васильевич (20.7.1888 — 1942), русский революционный деятель.
Клетра (Clethra), род вечнозелёных и листопадных деревьев или кустарников семейства клетровых.
Минимум (наименьшее) Минимум (от лат. minimum — наименьшее), наименьшее, самое необходимое количество чего-либо; противоположное — максимум.
Попков Валерий Иванович [р. 21.1(3.2).1908], советский электротехник, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1953).
Степанаван (до 1924 — Джалал-Оглы), город (с 1938) республиканского подчинения, центр ского района Армянской ССР.
Цицзя, археологическая культура позднего неолита в Северо-Западном Китае (провинция Ганьсу).
Бар (единица давления) Бар (от греч. baros — тяжесть), внесистемная единица давления, равная 105н/м2 (ГОСТ 7664-61).
Горное, посёлок городского типа в Донецкой области УССР, в 6 км от железнодорожной станции Харцызск (на линии Криничная — Иловайское).
Каррыев Баймухамед Аталиевич (р. 22.12.1914, с.
Матев Павел Христов (родился 6.12.1924, Оризово, Старозагорский округ), болгарский поэт и государственный деятель, народный деятель культуры Болгарии (1971).
Пинаконы, органические соединения; двутретичные гликоли с группами — ОН у соседних атомов углерода (R — одинаковые или разные органические радикалы).
Советско-гамбийские соглашения . Дипломатические отношения с 17.
Хемиосмотическая гипотеза, одна из гипотез в биохимии о механизме преобразования энергии в биологических мембранах при синтезе аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ).
Арнолд Мэтью Арнолд (Arnold) Мэтью (24.12.1822, Лейлхем, Мидлсекс, — 15.
Географическая среда, часть земного природного, в той или иной степени измененного людьми окружения человеческого общества, с которой общество в данный момент непосредственно связано в своей жизни и производственной деятельности.
Йеллоунайф (Yellowknife), город на С. Канады, административный центр Северо-Западных территорий.
Льюис Синклер Льюис (Lewis) Синклер (7.2.1885, Сок-Сентр, Миннесота, — 10.