Паскаль БлезБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Б. Паскаль. Паскаль (Pascal) Блез (19.6.1623, Клермон-Ферран, — 19.8.1662, Париж), французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Родился в семье высокообразованного юриста, занимавшегося математикой и воспитывавшего своих детей под влиянием педагогических идей М. Монтеня, рано проявил выдающиеся математические способности, войдя в историю науки как классический пример отроческой гениальности. Первый математический трактат Паскаль Блез «Опыт теории конических сечений» (1639, издан 1640) являлся развитием трудов Ж. Дезарга, содержал одну из основных теорем проективной геометрии — Паскаля теорему. В 1641 (по другим сведениям, в 1642) Паскаль Блез сконструировал суммирующую машину. К 1654 закончил ряд работ по арифметике, теории чисел, алгебре и теории вероятностей (опубликованных в 1665). Круг математических интересов Паскаль Блез был весьма разнообразен. Паскаль Блез нашёл общий алгоритм для нахождения признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число (трактат «О характере делимости чисел»), способ вычисления биномиальных коэффициентов (см. Арифметический треугольник), сформулировал ряд основных положений элементарной теории вероятностей («Трактат об арифметическом треугольнике», опубликованный в 1665, и переписка с Паскаль Блез Ферма). В этих работах Паскаль Блез впервые точно определил и применил для доказательства метод математической индукции. Труды Паскаль Блез, содержащие изложенный в геометрической форме интегральный метод решения ряда задач на вычисление площадей фигур, объёмов и площадей поверхностей тел, а также др. задач, связанных с циклоидой, явились существенным шагом в развитии анализа бесконечно малых. Теорема Паскаль Блез о характеристическом треугольнике послужила одним из источников для создания Г. Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления. Вместе с Г. Галилеем и С. Стевином Паскаль Блез считается основоположником классической гидростатики: он установил её основной закон (см. Паскаля закон), принцип действия гидравлического пресса, указал на общность основных законов равновесия жидкостей и газов. Опыт, проведённый под руководством Паскаль Блез (1648), подтвердил предположение Э. Торричелли о существовании атмосферного давления. По материалам 2-го издания БСЭ. Работа Паскаль Блез над проблематикой точных наук в основном относится к 1640—1650-м гг. Разочаровавшись в «отвлечённости» этих наук, Паскаль Блез обращается к религиозным интересам и философской антропологии. Сблизившись с представителями янсенизма, он с 1655 ведёт полумонашеский образ жизни в янсенистской обители Пор-Руаяль-де-Шан, вступив в энергичную полемику по вопросам религиозной этики с иезуитами; плодом этой полемики стали «Письма к провинциалу» (1657) — шедевр французской сатирической прозы. В центре занятий Паскаль Блез в последние годы жизни — попытка «оправдания» христианства средствами философской антропологии. Этот труд не был закончен; афористические наброски к нему после смерти Паскаль Блез в «исправленном» виде вышли в свет под заглавием «Мысли г. Паскаля о религии и о некоторых других предметах» (1669). Только текстологическая работа 19—20 вв. восстанавливает подлинный текст «Мыслей». Место Паскаль Блез в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который прошёл через опыт механистического рационализма 17 в. и со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем предвосхищая последующую иррационалистическую тенденцию в философии (Ф. Г. Якоби,романтизм и т.д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя основные идеи христианства из традиционного синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонического типа, а также с политической идеологией монархизма (так называемый «союз трона и алтаря»), Паскаль Блез отказывается строить искусственно гармонизированный теологический образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня». Паскаль Блез исходит из образа человека, воспринятого динамически («состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек — «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю её»). Сосредоточенность Паскаль Блез на антропологической проблематике предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркегора и Ф. М. Достоевского. Паскаль Блез сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы; его влияние испытали Ф. Ларошфуко и Ж. Лабрюйер, М. Севинье и М. Лафайет.
Соч.: Œuvres, v. 1—II, P., 1908—14; Pensées, v. 1—3, P., 1951; в рус. пер.— Письма к провинциалу, СПБ, 1898; Мысли, М., 1905; Начала гидростатики: Архимед, Стэвин, Галилей, Паскаль, М.— Л., 1933; в кн.: Ф. де Ларошфуко, Максимы. — Б. Паскаль, Мысли. — Ж. де Лабрюйер. Характеры, М., 1974.
Лит.: Филиппов М. М., Паскаль, его жизнь и научно-философская деятельность, СПБ, 1891; Бутру Э., Паскаль, пер. с франц., СПБ. 1901; Коцюбинский С. Д., Литературное наследие Паскаля, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филологических наук», 1941, в. 8; Кляус Е. М., Погребысский И. Б., Франкфурт У. И., Паскаль, М;, 1971; Maire A., Bibliographie générale des œuvres de B. Pascal, t.1-5, P.,1925—27; Mesnard J., Pascal. L'homme et l'œuvre, P., 1951; Cresson A., Pascal, savie, son oeuvre, P.,1956; Pascal présent. 1662—1962 (Recueil d'articles), Clermont-Ferrand, [1962]. С. С. Аверинцев. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|