Песня

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕО
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Песня, наиболее распространённый род вокальной музыки. Песня подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (Песня революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, Песня для профессиональных певцов и для массового исполнения). В некоторых языках термин «Песня» (немецкое Lied, французское шансон, английское song) применяется и к романсу. Песня свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия Песня является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. При этом мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений — строф или куплетов (часто с рефреном — припевом). Внутреннее музыкальное членение также соответствует членению поэтической строфы. Благодаря этому мелодия песни может исполняться и с др. словами — при условии сохранения строфического строения и размера первоначального текста.

  Народная Песня существует у всех народов мира. Её происхождение тесно связано с трудовыми процессами. В глубокой древности возникли обрядовые Песня: календарные (новогодние, весенние, купальские, жнивные и др.) и семейно-бытовые (родильные, свадебные, похоронные). Необрядовая лирическая Песня получила широкое развитие. Для большинства жанров народной Песня характерно строфическое строение. Повествовательная Песня заключают в себе многообразные сюжетные ситуации, повествование зачастую объединяется с монологом и диалогом; наиболее распространённая форма — Песня-монологи. Внутренний мир героя, эмоционально-психологическое содержание Песня часто иносказательно раскрывается посредством различных видов параллелизма и символики. Народная Песня оказала влияние на формирование литературной Песня Как жанр профессионального искусства Песня в настоящее время существует одновременно с народной.

  Многовековую историю имеет профессиональная Песня Творчество античных поэтов-лириков, создававших и стихи, и мелодии, творчество трубадуров и труверов, миннезингеров и мейстерзингеров, светская хоровая полифоническая Песня (шансон), различные формы бытовой сольной и ансамблевой Песня, гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы — таковы важнейшие этапы развития профессиональной Песня в европейских странах.

  Во 2-й половине 18 в. складывается камерная Песня-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. В годы Великой французской революции большого развития достигла массовая революционная песня, служившая пропаганде новых идей, призывавшая к борьбе с врагами революции. Возникшие в эту пору песни «Марсельеза» и «Са ира» («Çа ira») сохранили значение и в последующее время в качестве художественных символов освободительной борьбы народа. В 19 в. песенные жанры занимают видное место, разветвляясь на романс и собственно Песня, грань между которыми не всегда легко установить. В тесной связи с ростом рабочего класса и активизацией его борьбы за своё освобождение развивается рабочая революционная Песня, исполнявшаяся на демонстрациях, митингах, в условиях подполья, каторги и ссылки. В числе наиболее известных революционных песен и гимнов, получивших распространение во всех странах мира, — французские «Интернационалы», польская «Варшавянка», итальянский «Гимн Гарибальди», испанский «Гимн Риего». Важную организующую и воспитательную функцию рабочая революционная Песня неизменно выполняла в России; большой известностью пользовались такие Песня, как «Смело, товарищи, в ногу», «Беснуйтесь, тираны», «Отречёмся от старого мира» («Рабочая марсельеза»). Особый подъём русской революционной Песня начался с 20 в., в предреволюционные годы и во время Великой Октябрьской социалистической революции. Наряду с народной Песня революционная Песня послужила одним из истоков советской массовой Песня (термин «массовая Песня» возник в послереволюционные годы). Массовая Песня чутко отражала важнейшие черты духовной жизни трудящихся на различных этапах истории страны. Она стала одним из ведущих жанров советского музыкального творчества, особенно в 30-е гг. и в период Великой Отечественной войны 1941—45, привлекла к себе внимание многих советских поэтов (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, М. Светлов, А. Сурков, А. Фатьянов и др.), оказала большое влияние и на др. жанры — романс, оперу, кантату, киномузыку. Широкую известность приобрели «Песня о Родине» и «Каховка» Дунаевского, «Орлёнок» Белого, «Катюша» Блантера, «Священная война» А. В. Александрова, «Гимн демократической молодёжи мира» Новикова, «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого, «Песня о тревожной молодости» Пахмутовой, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» Островского и др. Многие массовые Песня получили распространение и за рубежом.

  С 20-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в др. европейских странах; он был вызван развитием общественного и революционного движения после Октябрьской революции 1917 (песни Х. Эйслера в Германии, Э. Шульгофа в Чехословакии и др.).

  Большого развития в 20 в. достигла эстрадная Песня, которая зачастую связана с джазом.

  С конца 40-х гг. в ряде стран возрождаются традиции «шансонье» — певцов, которые сами создают мелодии, а зачастую и слова своих песен (Ж. Брассенс, Ш. Азнавур во Франции, Б. Окуджава в СССР и др.). Современная зарубежная песня — эстрадная и массовая — очень неоднородна в идейном и художественном отношении. Испытывая отрицательное влияние «массовой культуры» («поп-музыки» и др.), она в то же время в лучших своих образцах отражает прогрессивные общественные устремления, например движение молодёжи за мир и социальный прогресс, выдвинувшее ряд популярных исполнителей Песня (Пит Сигер, Джоан Баэз в США и др.). Общественная, организующая роль Песня особенно ярко выступает на фестивалях демократической молодёжи.

 

  Тексты: Чулков М. Д., Собрание разных песен, ч. 1—4, СПБ, 1770—74; Песни, собранные Песня В. Киреевским, в. 1—10, М., 1860—74; то же, новая серия, в. 1, М., 1911, в. 2, ч. 1—2, М., 1917—29; Соболевский А. И., Великорусские народные песни, т. 1—7, СПБ, 1895—1902; Песни русских рабочих, М.— Л., 1962; Русский героический эпос (былины), М., 1970; Поэзия крестьянских праздников, [сб. песен], Л., 1970.

 

  Лит.: Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1—2, СПБ, 1903—05; Лафарг Песня, Свадебные песни и обычаи, в его кн.: Очерки по истории культуры, 2 изд., М.— Л., 1928; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Чернышевский Н. Г., Песни разных народов, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949; Белинский В. Г., [Статьи о народной поэзии], Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Бочаров А. Г., Советская массовая песня, М., 1956; Корев Ю. С., Советская массовая песня, М., 1956; Попова Т. В., Русское народное музыкальное творчество, в. 3, М., 1957, гл. 4; Пропп Я., Русский героический эпос, М., 1958; Друскин М. С., Русская революционная песня, Л., 1959; Сохор А. Н., Русская советская песня, Л., 1959; Гердер И. Г., Избр. соч., М.— Л., 1959; Васина-Гроссман В. А., Вокальные формы, 2 изд., М., 1963; Кулаковский Л. В., Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962; Колпакова Н. Песня, Русская народная бытовая песня, М.— Л., 1962; Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735-1945, М., 1962; Sydow A., Das Lied, Ursprung, Wesen und Wandel, Gött., [1962]; Лазутин С. Г., Русские народные песни, М., 1965; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 523-26.

  В. А. Васина-Гроссман, И. К. Галкина.

Так же Вы можете узнать о...


Общественный капитал, совокупность связанных между собой индивидуальных капиталов.
Подрамник, подрамок, остов в виде рамы, на который натягивается полотно для работы над картиной.
Розеггер Петер Розеггер [Rosegger; настоящая фамилия — Кеттенфайер (Kettenfeier)] Петер (31.
Соматоскопия, см. Соматология.
Тоскана (Toscana), область в Центральной Италии, на северо-западе Апеннинского полуострова, омывается Лигурийским и Тирренским морями.
Хатор, в древнеегипетской мифологии и религии богиня неба и плодородия, любви и веселья.
Экономические закономерности, разновидность закономерностей общественных.
Антиметаболиты, встречающиеся в природе или искусственно синтезированные биологически активные соединения, близкие по строению к продуктам обмена веществ — Метаболитам и вступающие с ними в конкурентные, антагонистические отношения.
Борисковский Павел Иосифович [р.14(27).5.1911, Петербург], советский археолог, специалист по археологии палеолита и первобытной истории, доктор исторических наук (1952), профессор Ленинградского университета (1959).
Вятские Поляны, город (до 1942 — посёлок) в Кировской области РСФСР, пристань на р.
Деказвильская стачка 1886, стачка 3,5 тыс. горняков г.
Иванов Петр Павлович [9(21).4.1878, Петербург, — 15.
Кишальфёльд (Kisalfold), Малая Венгерская низменность, часть Среднедунайской равнины на Северо-Западной Венгрии, между Дунаем, горами Баконь и восточными отрогами Альп.
Ландшафтные зоны, природные зоны суши; см. Зоны физико-географические.
Меррей (река в Австралии) Меррей (Murray), река в Австралии; см. Муррей.