Петипа Мариус ИвановичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
М. И. Петипа. Петипа Мариус Иванович [11.3. 1818, Марсель, — 1(14).7.1910, Гурзуф], русский артист балета, балетмейстер. Француз по происхождению. Ученик отца — танцовщика Жана Антуана Петипа Мариус Иванович и О. Вестриса. С 1838 выступал во Франции, США, Испании. В 1847 поселился и жил до конца жизни в России. В 1855—87 преподавал в Петербургском театральном училище. С 1862 балетмейстер, в 1869—1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Сочинил свыше 60 балетов, в том числе «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868) Пуньи, «Дон Кихот» (1869) и «Баядерка» (1877) Минкуса. Музыка, хотя и далёкая от симфонизма, служила Петипа Мариус Иванович почвой для симфонизации танца (например, сцена «Тени» в «Баядерке»). Эти опыты получили прочную основу в балетах «Спящая красавица» Чайковского (1890) и «Раймонда» Глазунова (1898). В результате содружества Петипа Мариус Иванович с великими русскими композиторами-симфонистами академический балетный театр 19 в. достиг своей вершины. Он утвердился в гуманистическом содержании поэтически многозначных образов, обогатился структурными формами и выразительными средствами танца. В СССР и за рубежом продолжается сценическая жизнь лучших балетов Петипа Мариус Иванович
Соч.: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ. 1906; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, [Л., 1971].
Лит.: Плещеев А. А., М. И. Петипа (1847—1907)..., СПБ, 1907; Лешков Д. И., Мариус Петипа (1822—1910). К столетию его рождения, Петипа Мариус Иванович, 1925; Слонимский Ю., Петипа Мариус Иванович И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. — М., 1963. В. М. Красовская. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|