Примитивизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПРА
ПРЕ
ПРЁ
ПРЖ
ПРИ
ПРО
ПРУ
ПРШ
ПРЫ
ПРЮ
ПРЯ

Примитивизм (отпримитив) в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение Примитивизм как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими», и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 — 20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто — с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, Примитивизм по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: Примитивизм Гогена и «няби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России — участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком Примитивизм был А. В. Шевченко).

Примитивизм. Примитивизм Пикассо. «Танцовщица». 1907—08. Частное собрание. Примитивизм.

Примитивизм. Примитивизм Пикассо. «Танцовщица». 1907—08. Частное собрание.

Примитивизм. Примитивизм Клее. «Акробатический номер». 1923. Частное собрание. Примитивизм.

Примитивизм. Примитивизм Клее. «Акробатический номер». 1923. Частное собрание.

Примитивизм. Н. Пиросманашвили. «Кутёж пяти торговцев». 1909. Музей искусств Грузинской СССР. Тбилиси. Примитивизм.

Примитивизм. Н. Пиросманашвили. «Кутёж пяти торговцев». 1909. Музей искусств Грузинской СССР. Тбилиси.

Примитивизм. И. Генералич. «Похороны Штефа Халачека». 1934. Современная галерея Югославской академии наук и искусств. Загреб. Примитивизм.

Примитивизм. И. Генералич. «Похороны Штефа Халачека». 1934. Современная галерея Югославской академии наук и искусств. Загреб.

Примитивизм. Примитивизм Гоген. «Жёлтый Христос». 1889. Галерея Олбрайта. Буффало. Примитивизм.

Примитивизм. Примитивизм Гоген. «Жёлтый Христос». 1889. Галерея Олбрайта. Буффало.

Примитивизм. М. Ф. Ларионов. «Офицерский парикмахер». 1909. Частное собрание. Примитивизм.

Примитивизм. М. Ф. Ларионов. «Офицерский парикмахер». 1909. Частное собрание.

Примитивизм. А. Руссо. Автопортрет. 1890—96. Национальная галерея. Прага. Примитивизм.

Примитивизм. А. Руссо. Автопортрет. 1890—96. Национальная галерея. Прага.

  Термин «Примитивизм» часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 — 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная «бабушка Мозес», в США и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях.

Примитивизм. Х. Пиппин. «Джона Брауна везут на казнь». 1942. Пенсильванская академия изящных искусств. Филадельфия. Фрагмент. Примитивизм.

Примитивизм. Х. Пиппин. «Джона Брауна везут на казнь». 1942. Пенсильванская академия изящных искусств. Филадельфия. Фрагмент.

 

  Лит.: Goldwater R. J., Primitivism in modern painting, N, Y. — L., 1938.

Так же Вы можете узнать о...


Женевский протокол о запрещении на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (1925), основное международное соглашение, касающееся запрещения химической и бактериологической войны.
Зоологические сады, зоосады, см. Зоологические парки.
Ипсуич (город в Великобритании) Ипсуич (Ipswich), город и порт в Великобритании, в эстуарии р.
Кантонистские школы, учебные заведения в России для кантонистов.
«Кеэль я кирьяндус» («Keel ja Kirjandus» — «Язык и литература»), ежемесячный журнал АН и СП Эстонской ССР.
Колхозная торговля, торговля колхозов и колхозников излишками своей сельскохозяйственной продукции по ценам, складывающимся на колхозном рынке.
Кость, основная часть скелета позвоночных животных и человека.
Кунходжа Ибрайым улы (1799—1880), каракалпакский поэт.
Леонтьев Лев Абрамович [родился 27.4(10.5).1901, Каунас], советский экономист, член-корреспондент АН СССР (1939).
Льноконоплемялка, машина для разрушения и частичного отделения костры льняной и конопляной тресты.
Масарик Томаш Гарриг Масарик (Masaryk) Томаш Гарриг (7.3.1850, Годонин, — 14.
Микены (Mykenai), древний город в Арголиде (юж.