Авангардизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АВА
АВВ
АВГ
АВД
АВЕ
АВИ
АВК
АВЛ
АВН
АВО
АВР
АВС
АВТ
АВУ
АВШ

Авангардизм (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. Термин «Авангардизм» возник в критике 20-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Однако он не приобрёл ещё чёткого научного определения и разными историками литературы и искусства в него вкладывается различное содержание.

  Авангардизм — широкое и сложное проявление кризиса буржуазной культуры 20 в., он вырос на почве анархического, субъективистского миропонимания. В годы наиболее интенсивного развития Авангардизм (1905—30) его черты выявились в ряде школ и течений модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, литература «потока сознания», атональная музыка, додекафония и др. и в то же время проявились в творчестве некоторых крупных мастеров 20 в. в тот или иной период их художественой деятельности.

  В общем потоке Авангардизм порой оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими творческими судьбами, различными идейно-эстетическими и общественными позициями. В противоречивости Авангардизм преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и революционных потрясений; вместе с тем наступившая эпоха пролетарских революций рождает у некоторых причастных к Авангардизм мастеров жажду обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём бунтарском порыве выразить революционную сущность эпохи. Одни авангардисты до болезненности чутки к порокам буржуазного общества, другие соскальзывают в хаос субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной критики, но часто бегут в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства; они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются от жизни, доходя до нигилизма, ввергая искусство в лабиринт субъективистских блужданий и чистого формотворчества. Иногда эти разные тенденции переплетаются в одном и том же художественном течении или служат исходным пунктом для творческих размежеваний. Некоторые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные к Авангардизм (П. ЭлюарФранция, В. НезвалЧехословакия, Б. Брехт, И. Бехер, Х. ЭйслерГермания, Д. РивераМексика), преодолев модернистские блуждания, вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству. Многие представители Авангардизм, неспособные преодолеть рамки буржуазного сознания, оставались на позициях эстетического субъективизма и, всё более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались в числе столпов модернизма. Таковы — Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция), П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В. В. Кандинский. Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят к характерной для всего Авангардизм эстетической двойственности, противоречивости (например, поэзия Г. Аполлинера, искусство П. Пикассо — Франция) и зачастую к художественной эклектичности. При всём этом Авангардизм в целом пропитан буржуазным и мелкобуржуазным индивидуализмом.

  В СССР Октябрьская социалистическая революция определила творческий путь таких больших художников-новаторов, как В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, в чьём творчестве в ранний период так или иначе выявлялись черты Авангардизм Решительно преодолев авангардистский индивидуализм и субъективизм, они стали ведущими мастерами социалистической художественной культуры.

  В начале 30-х гг. основная масса авангардистов на Западе теряет демонстративно-бунтарский характер своего творчества. Такие большие художники, как П. Пикассо, П. Неруда (Чили), сумели преодолеть узость социальных позиций Авангардизм, стали на путь активной борьбы с фашизмом, связав свою деятельность с коммунистическим движением.

  После 2-й мировой войны 1939—45 на Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, «новый роман», «конкретная поэзия», поэзия итальянской «Группы 1963», алеаторика и др.). Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не буржуазным эстетическим концепциям, а лучшим демократическим и реалистическим традициям культуры, теории и практике искусства социалистического реализма. Авангардизм приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистическую направленность, пронизанную духом реакционной идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.

 

  Лит.: Маца И., Проблемы художественной культуры XX века, М., 1969; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия, М., 1968; Holthusen Н. Е., Avangardismus und die Zukunft der modernen Kunst, Munch., 1964.

  Г. Авангардизм Недошивин.

Так же Вы можете узнать о...


«Интерпол», см. Уголовной полиции международная организация.
Канге, город на С. Кореи, в КНДР, на р. Токноган.
Кёльнский процесс коммунистов 1852, провокационный процесс над деятелями Союза коммунистов, обвинёнными «в заговоре» против прусского государства.
Комильфо (франц. comme il faut, буквально— как надо, как следует), соответствие правилам светского приличия, «хорошего тона».
Крамов Александр Григорьевич [23.12.1884 (4.
Кэй (острова) Кэй (Kai), острова в Арафурском м., в составе Малых Зондских островов; см.
Линчберг (Lynchburg), город на юго-востоке США, в штате Виргиния, на р.
Малая Сосьва, река в Ханты-Мансийском национальном округе Тюменской области РСФСР, правый приток реки Северная Сосьва (бассейн реки Обь).
Меншуткин Николай Александрович [12(24).10.1842, Петербург, — 23.
Моонзундский архипелаг, Западно-Эстонский архипелаг, название группы островов в Балтийском море, расположенных к С.
Национальное богатство, народное богатство, один из наиболее важных показателей экономической мощи страны, который представляет в денежном выражении всю совокупность потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности (по состоянию на определённую дату).