Расин Жан

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЁ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ

Расин (Racine) Жан (21.12.1639, Ферте-Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, — 21.4.1699, Париж), французский драматург, член Французской академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов (см. Янсенизм), в школах которых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия «Фиваида, или Братья-враги» (пост. и изд. в 1664). Единственная комедия Расин Жан «Сутяги» (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает французский суд. Новую страницу в историю французской драматургии и театра вписала трагедия «Андромаха» (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после П. Корнеля, Расин Жан создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравственную проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека.

  Тонкий и точный психологизм раскрывает драму внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Расин Жан душевный мир женщин — ведущих персонажей его произведений.

  Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутренней логике чувств героев. Поэтому характеры и слово приобретают у Расин Жан особенно большое значение, тогда как внешнее действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трёх единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в её рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собственной воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини Расин Жан, напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную чистоту.

  Государство обычно предстаёт у Расин Жан как начало деспотическое, близкое к восточной тирании, под игом которого гибнет всё светлое и добродетельное. Яркая политическая трагедия поэта «Британник» (пост. 1669, изд. 1670) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархии обнаруживается здесь особенно ясно.

  Расиновский идеал самоотречения, выражавший веру поэта в нравственную и общественную необходимость ограничения человеком своих личных стремлений, наиболее явно воплощён в трагедии «Береника» (пост. 1670, изд. 1671), воспевающей отречение всех её героев от страсти. Но и здесь в центре оказываются страдания, которые влечёт за собой исполнение требований государства, а последующие трагедии Расин Жан снова строятся на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами («Баязет», пост. и изд. 1672; «Митридат», пост. и изд. 1673; «Ифигения в Авлиде», пост. 1674, изд. 1675). В «Федре» (пост. и изд. 1677) Расин Жан с большой силой раскрыл трагедию высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей её преступной страстью. Величайшая трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка.

<a target=<a target=Ж. Расин. Расин Жан." alt="Ж. Расин." Расин Жан." alt="Ж. Расин. Сцена из спектакля «Митридат». Театр «Комеди Франсез». 1952."

Ж. Расин. Расин Жан.

Ж. Расин.

Ж. Расин. «Сочинения». Фронтиспис. Амстердам. 1709. Расин Жан.

Ж. Расин. «Сочинения». Фронтиспис. Амстердам. 1709.

Ж. Расин. Сцена из спектакля «Митридат». Театр «Комеди Франсез». 1952.

  Жизненная правда и сила изображенных Расин Жан страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их «Федра». Расин Жан обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта к янсенизму. К драматургии Расин Жан вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив трагедию «Эсфирь» (пост. и изд. 1689) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря. Поэт взывал к религиозной терпимости. Новый жанр религиозно-политической драмы четко определился в трагедии на библейский сюжет «Гофолия» (пост. 1690, изд. 1691), завершающейся вооруженным восстанием народа против властителя-деспота. Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным общественным содержанием. Предвосхитив просветительскую трагедию 18 в., Расин Жан и в библейских драмах остался верен основным принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных средств и др. Благородной простотой отличается и язык Расин Жан Завершают литературную деятельность Расин Жан «Духовные песни» (1694) и «Краткая история Пор-Рояля» (изд. 1742). Крупнейший поэт классицизма, Расин Жан оказал огромное влияние на всех представителей этого направления у себя на родине и за её пределами. Его творчество сохраняло всё своё значение и в годы Великой французской революции.

  В конце 18 — начале 19 вв. на русский язык было переведено большинство трагедий Расин Жан Роль Федры стала одной из коронных ролей Е. С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина А. С. Пушкин и А. И. Герцен. В 1921 в новом переводе В. Я. Брюсова «Федра» была поставлена московским Камерным театром с А. Г. Коонен в главной роли.

 

  Соч.: CEuvres, t. 1—5, Расин Жан, 1931; CEuvres complètes. Préface de P. Clarac, P., [1969]; Théâtre complet [Texte établi, avec préf., notices et notes, par M. Rat]. P., 1963; в рус. пер. — Соч., т. 1—2, М. — П., 1937; Федра, пер. В. Брюсова, предисл. Г. Бояджиева, М. — Л., 1940; Сутяги, Л. — М., 1959.

 

  Лит.: Мокульский С., Расин, Л., 1940; Гриб В. P., Расин, в его книга: Избр. работы, М., 1956; Шафаренко И., Ж. Расин, в книга : Писатели Франции, М. , 1964; Lemaître J., Jean Racine, P., [1908]; Vossler K., J. Racine, Münch., 1926; Momet D., J. Racine, P., 1944; Bonzon A., La nouvelle critique et Racine, P., 1970; Eigeldinger M., La mythologie solaire dans l'oeuvre de Racine, Gen., 1970; Roubine J. J., Lectures de Racine, P., [1971]; Turnell M., J. Racine-dramatist, L., [1972] (лит.); Pocock G., Corneille and Racine. Problems of tragic form, L. — N. Y., 1973 (лит.).

  И. Л. Финкельштейн.

 

Так же Вы можете узнать о...


Дельфин (разновидность баттерфляя) Дельфин, скоростная разновидность баттерфляя.
Евдокимов Иван Васильевич [22.1(3.2).1887, Кронштадт, — 28.
Иванов червячок
Кальвадос (Calvados), департамент на С. Франции, у пролива Ла-Манш.
Кирхгоф Густав Роберт Кирхгоф (Kirchhoff) Густав Роберт (12.3.1824, Кенигсберг, — 17.
Короткоголовые дельфины (Lagenorhynchus), род дельфинов подотряда зубатых китов.
Ладва-Ветка, посёлок городского типа в Прионежском районе Карельской АССР.
Луристан, историческая область на западе Ирана; в современном Иране — отдельное генерал-губернаторство.
Мейкон (Macon), город на юго-востоке США, в штате Джорджия, на р.
Мостовщина, 1) феодальная повинность, существовавшая на Руси с 11 в.
Новабад (пос. гор. типа в Ленинском р-не Таджикской ССР) Новабад, посёлок городского типа в Ленинском районе Таджикской ССР, в 7 км от г.
Остаточный член приближённой формулы, разность между точным и приближённым значениями представляемого этой формулой выражения.